Пока государство в очередной раз за счет уже и без того тощего бюджета пытается поддержать доведенный до банкротства завод Liepājas metalurgs, владельцы предприятия водят его за нос.
Миллионеры, состоящие в руководстве завода, притворяются нищими, пока политики из государственного кошелька оплачивают за них долги. Возмущение происходящим растет в соседней Литве, а еще больше в Польше, где находятся многие бизнес-партнеры Liepājas metalurgs, сообщила программа телеканала TV3 Nekā Personīga, пришедшая к выводу, что предприятие обманывает государство и своих партнеров.
Очевидно, что в Польше одними возмущениями все не закончится. Metalurgs нанес огромный ущерб целому ряду польских компаний, одна из которых уже решила подать на завод в суд.
Компания Polcopper, которую представляет Сергий Макогон, в своей отрасли является одной из крупнейших в Польше. Основной ее бизнес связан с торговлей металлоломом. Сотрудничество с Liepājas metalurgs предприятие начало осенью прошлого года. В тот момент Metalurgs отказался застраховывать взаимные сделки, но решающим стал тот факт, что поручителем завода было государство. Поляки согласились посылать в Латвию свой металлолом. Сначала оплата производилась как и было условлено, однако позже начались проблемы. Когда сумма долга достигла уже двух миллионов евро (1,4 млн латов), Metalurgs заявил, что столкнулся с проблемами и денег на оплату грузов нет. Поляки и переписывались, и приезжали, чтобы встретиться с владельцами завода – двумя крупнейшими акционерами Сергеем Захарьиным и Ильей Сегалом. Были обещаны различные решения, но не деньги.
«Материала, металлолома, который мы им поставляли уже не было, он был уже переплавлен. Денег, естественно, не было», – отметил Макогон.
Однако поляки понимали, что в металлургии наступили трудные времена и попросили, чтобы завод расплатился готовыми слитками стали. Часть слитков получить удалось. Чтобы получить остальное, было даже нанято специальное судно. Однако Metalurgs внезапно отменил сделку. Тогда поляки попытались вывезти свою долю на машинах. Когда все было подготовлено, в последний момент Metalurgs заявил, что не сможет погрузить груз из-за поломки грузоподъемного крана. Польский менеджер предложил найти в Лиепае другой кран, но Metalurgs отказался. В конце концов ложь всплыла на поверхность – польские представители лично убедились, что подъемный кран работает, но Metalurgs отправляет грузы в другое место.
«У Liepājas metalurgs не было денег. Это я еще мог как-то понять, но когда нам надо забрать готовую продукцию, а мы ее не получаем – вот это вопрос! Нам говорят, что кран сломался и что в порту в порту возможностей нет, приводятся какие-то другие причины. Кран сломался! И в этот момент, прикрываясь техническими сложностями, они нагружают машины с польскими и литовскими номерами, которые едут в нашу сторону, но нам говорят, что кран сломался или что есть какие-то технические проблемы! Мы работаем на рынке легально, но нас не нагружают, придумывают истории и в то же время загружают другие машины. При этом мне звонят латвийские друзья и говорят: «Сергей, я нахожусь здесь, сейчас пришлю тебе сообщение – они грузят!» – возмущен Макогон.
Кому Metalurgs отправлял грузы, когда врал про сломанный кран, остается только гадать. Однако известно, что есть одна фирма, которой завод, прикрываясь ложью, перечислил 4 600 000 евро (3 232 898 латов). Это зарегистрированная в Литве фирма Torlina. Именно ее руководители ранее были арестованы за махинации на рынке металлов. Офис Torlina находится в Каунасе, но по официальному адресу стоит лишь маленький вагончик, в котором скупается металлолом.
В настоящее время дело, связанное с Torlina un Metalurgs расследует Генеральная прокуратура Литвы. Она отмечает, что дело сложное и имеет длинную историю.
«Мы можем подтвердить, что расследование было начато в 2010 году. Оно продолжится на международном уровне, но пока мы не можем публично огласить связанные с ним факты», – отметила руководитель отдела прессы литовской прокуратуры Рита Стундиене.
Обмен информацией относительно Metalurgs ведется между правозащитниками Латвии, Литвы и Польши. Интерес проявила и Латвийская Служба государственных доходов.
Латвия потеряла те 4 600 000 евро, которые Metalurgs перечислил Torlina за спиной государства. Оба крупнейших акционера завода публично заявляли, что у них нет денег даже на то, чтобы выплатить кредит итальянскому банку UniCredit, а сами перечисли деньги обвиняемому в нарушениях законов партнеру.
«12 апреля этого года Liepājas metalurgs выплатил этому литовскому предприятию 4,6 млн, несмотря на то, что против этого возражал государственный контролер предприятия, Государственная казна и Министерство финансов», – отметил управляющий Государственной казной Каспарс Аболиньш. Главная причина возражений была в том, что предприятие не указало четких аргументов и критериев, которыми оно руководствовалось, осуществляя тот или иной платеж. Более того, приводились заведомо ложные аргументы. По словам Аболиньша, отменить платеж невозможно.
С тех пор, как 22 января Metalurgs заявил Народнохозяйственной комиссии Сейма о том, что он находится на грани банкротства, из предприятия «утекло» уже более 25 млн латов. В основном они ушли к двум фирмам – уже упомянутой литовской компании Torlina и к зарегистрированной в Великобритании Stemcor. Это означает, что Metalurgs врал Государственной казне и свободно распоряжался деньгами, пока государство несло убытки, выплачивая кредитные обязательства предприятия. Это оказалось возможным, поскольку государство, доверившись владельцам завода, не назначило прокуриста, без согласия которого невозможно совершать какие-либо финансовые операции. Был назначен лишь контролер, который мог присутствовать при принятии решений. Политическая ответственность за этот недочет в первую очередь лежит на министре финансов.
«Да, к сожалению, это не удивляет, поскольку до сих пор мы видели, что сотрудничество с акционерами, с руководством завода было тяжелым, ситуация не улучшилась. В этом случае произошло недопустимое, поскольку, несмотря на то, что контролер возражал против этого платежа и несмотря на возражения Госказны, руководство все равно осуществило этот платеж», – сказал министр финансов Андрис Вилкс.
На вопрос, почему был назначен контролер, а не прокурист, Вилкс ответил: «Именно потому, чтобы государство с самого начала не брало на себя всю ответственность за происходящее на заводе. Мы бы уже были акционерами и, можно сказать, приняли бы на себя весь широкий круг проблем. Думаю, мы к этому не готовы. И не должны быть готовы в дальнейшем».
Захарьин и Сегал от комментариев отказываются. Неофициально известно, что они продолжают выдвигать собственные условия, в том числе такие, которые защитят их от ответственности перед законом.
102.108.108.4378