Задержание Вернерса Лусиса не на шутку встревожило руководство Министерства транспорта. В минувшую среду, 17 января, во второй половине дня собрались и несколько часов провели вместе председатель Вентспилсской думы Айварс Лембергс, министр транспорта Улдис Аугулис и его советник Артис Стуцка. Это собрание состоялось на следующий день после новостей о задержании руководителя LDz loģistika («дочка» предприятия Latvijas dzelzceļš) Вернерса Лусиса в Литве, сообщает телепередача Nekā personīga.
И Лембергс, и Аугулис отрицали, что говорили о Latvijas Dzelzceļš. Их отговорки не совпадали. Лембергс сказал, что прибыл в Сейм, чтобы встретиться с Аугустсом Бригманисом, с которым почти месяц не виделся, а Аугулис на вопрос, что обсуждал с Лембергсом, после некоторой паузы сказал: «Издание книги».
В телепередаче рассказывается, что в 2005 году Лусис стал членом правления АО Ventbunkers, представлявшим интересы Лембергса. То, что Лусис был важным для мэра Вентспилса человеком, подтверждает эпизод в уголовном деле Лембергса. В одной датской гостинице были записаны разговоры Лембергса.
Лембергс упоминал Лусиса в одном разговоре в Копенгагене в 2005 году, когда встречался с тогдашним бизнес-партнером Ансисом Сормулисом и адвокатом Гинтсом Лайвиньшем Лайвиниексом. Этот разговор записала датская служба-партнер Бюро по защите Конституции, а прокуратура приложила его к делу об участии Лембегса в вентспилсских транзитных компаниях.
Журналисты телепередачи рассказывают, что в одном из эпизодов Лембергс говорит с Рудольфом Мерони и во время этого разговора звонит Лусису. Лембергс хочет узнать, как называлась одна компания. Лусис не понимает, что мэр Вентспилса от него хочет, и Лембергс делает вывод, что у Лусиса еще недостаточно большой опыт.
И в разговоре с Гинтсом Лавиньшем Лайвинексом Лембергс упоминает Лусиса. Его задачей является влиять на ситуацию в Ventbunkers, чтобы Лембергсу не надо было слишком быстро погашать долг.
«Лусис работал в Вентспилсе, я его знаю, у меня с ним давно не было никаких дел, хотя я его в Риге… какое-то большое обсуждение было у железнодорожников, тогда я его встретил, на пару слов», — описал отношения обоих Лембергс.
В 2008 году, когда «Латвийское пароходство» контролировал нынешний член правления партии «Для Латвии и Вентспилса» Имантс Сармулис, Лусис попал в правление дочерней фирмы пароходства LSC Shipmanagement.
Nekā personīga отмечает, что в 2010 году началась карьера Лусиса в Министерстве транспорта. Когда Улдис Аугулис впервые стал министром, Лусиса приняли в правление аэропорта Рига. А когда Аугулис был избран на должность во второй раз — в 2016 году, Лусис стал руководителем LDz Loģistika.
Аугулис утверждает, что не он принимал решение о приеме Лусиса на работу.
На вопрос, почему Лусис был избран на эту должность, господин Аугулис ответил: «Ну, это надо спрашивать у руководства железной дороги».
Лусис продавал и топливо
Журналисты Nekā personīga говорят, что в промежутке между «обоими временами» Аугулиса Лусис занимался частным бизнесом, продавал топливо. Его фирма TF Europa демонстрирует огромные колебания баланса.
Фирму Лусис разместил в центре Bowlero. В ее первый год — в 2014 году — ее оборот составил 20 млн евро. Годом позже он упал до 800 000. Затем он перенес фирму в Вентспилс и ликвидировал совсем.
По информации в распоряжении Nekā personīga, прокуратура польского Белостока подозревает Лусиса в мошенничестве с НДС. А прокуратура Паневежиса (Литва) хотела допросить Лусиса как свидетеля по уголовному делу, связанному с другими людьми. В обоих случаях Вернерс Лусис допрашивался в Финансовой полиции.
Литва задержала Лусиса, так как он был объявлен в международный розыск. Международный ордер относится и к латвийским стражам порядка, у которых были все возможности задержать Лусиса.
Министерство внутренних дел отказалось называть, как долго имя Лусиса фигурировало в международном списке разыскиваемых лиц.
Ref: 225.112.112.8121