«И государство, и крупные строительные компании утверждают, что в Латвии слишком много маленьких строительных фирм-однодневок, но своими действиями они сами же способствуют их появлению», – сказал председатель правления ООО Selva būve Роландс Орловскис.
«На эту тему уже давно много чего сказано. Ясно, что в Латвии хватило бы пяти-шести крупных строительных компаний и пары сотен небольших фирм, которые осуществляли бы специализированные строительные работы», – считает Орловскис.
При этом он отметил, что вопрос этот – довольно сложный: с одной стороны, и государство, и крупные компании утверждают, что строительных фирм должно быть меньше – тогда рынок придет в порядок, но своими же действиями они только способствуют появлению этих новых фирм.
«Государство объявляет конкурсы и в 60% случаев от компаний требуется самое низкое ценовое предложение. Государство хочет, чтобы и фирмы были хорошими, и цены низкими. Возникает вопрос: может ли нормальная компания предложить самые низкие цены? Не может. В связи с этим создается почва для образования новых мелких строительных компаний – они и предлагают эти низкие цены, которые зачастую бывают неадекватны и ниже реальных рыночных цен. В таких фирмах – один председатель правления, один человек, который объединяет в себе должности секретаря, бухгалтера, ассистента, уборщицы и еще неизвестно кого, и есть один-два работника. Эта фирма существует полгода или год, ее налоговая задолженность растет, затем следует неплатежеспособность, а после – открывается новая», – пояснил Орловскис.
По словам руководителя Selva būve, крупные компании сами же проводят отбор небольших фирм и ищут тех, кто назовет самую выгодную цену: «Если бетонная колонна стоит, например, 100 латов, как ее можно забетонировать за 80 латов? Никак. Но всегда находится кто-то, кто обещает это сделать. И крупная компания наймет тех, кто пообещал цену в 80 латов».
«Я тоже считаю, что лучше бы было меньше строительных фирм, но они были бы реальными участниками рынка и честными налогоплательщиками, однако, в нынешней ситуации это пустой разговор», – сказал Орловскис.