Отдых госсекретаря Министерства путей сообщения и одновременно представителя держателя госдолей капитала в авиакомпании airBaltic Каспарса Озолиньша в Татрах в августе этого года вместе с членом совета авиакомпании Каспарсом Бришкенсом и членом правления Мартином Седлацки — всего лишь цветочки по сравнению с тем, как бывший министр путей сообщения Анрийс Матисс сблизился с «игроками» отрасли, за которую он отвечал, — Latvijas dzelzceļš (LDz) и компании дорожно-строительного бизнеса.
Как сегодня пишет газета Diena, все трое отправились в Татры 18 августа.
Газета цитирует мнение экс-министра Матисса, который отмечает, что «совет airBaltic сблизился с правлением, Бришкенс работает на благо компании, хотя он должен представлять Минпутей сообщения, должен быть глазами и ушами государства в airBaltic, а они вместо этого лоббируют и слепо поддерживают то, что продвигает правление». Критику, почему ситуация не исправлена путем смены состава совета и правления, он не принимает.
Информация в распоряжении BNN свидетельствует, что Матисс сам очень сблизился с компаниями, за которыми он должен следить как министр путей сообщения. «Вскоре после того, как Матисс был избран в Сейм (при тесной поддержке руководства и профсоюза LDz), в Вирогне – база отдыха профсоюза LDz недалеко от Даугавпилса – по этому поводу был устроен праздник, на который Матисс пригласил всех своих «ближайших сторонников». Среди почти 20 человек были и руководители крупнейших дорожно-строительных компаний, включая руководство Latvijas Valsts ceļi (LVC) и Latvijas Autoceļu uzturētājs (LAU)», — отметило порталу BNN осведомленное лицо, пожелавшее остаться неизвестным. Оно добавило, что на этом мероприятии Матисс попросил не приносить телефоны в банкетный зал. Вокруг базы отдыха находилась команда LDz Apsardze, чтобы при необходимости отгонять журналистов и просих любопытствующих.
Кстати, как сообщала телепередача de facto (LTV), еще до того как премьер Лаймдота Страуюма потребовала отставки Матисса, он выразил желание стать председателем правления Latvijas dzelzceļš.
Матисс хоть и является членом правления партии «Единство», но в последнее время его действия не совпадают с мнением партии. Например, de facto когда-то удалось выяснить, что новая закупка поездов, скорее всего, написана под «Уральский локомотивный завод». Не совпадали мнения лидеров партии и Матисса и о том, кто может стать следующим руководителем Latvijas dzelzceļš. Страуюма сказала телепередаче, что знала об этом желании Матисса, и добавила, что «у Матисса не будет такой возможности, потому что в течение двух лет после ухода с поста министра ему запрещено занимать должности в подотчетных ему учреждениях». Матисс исключен из этой конкуренции, а его амбиции стали для «Единства» неприятным сюрпризом.
BNN уже сообщал, что осуждение и критика от экспертов и премьера Лаймдоты Страуюмы в адрес бывшего министра путей сообщения Анрийса Матисса по поводу ситуации вокруг авиакомпании airBaltic наводят на мысль: либо бывший министр некомпетентен, либо сознательно действует в интересах кого-то другого, но не государства.
Это объяснило бы поступок премьера Лаймдоты Страуюмы, потребовавшей отставки Матисса и отметившей, что причиной тому стало то, что министр вовремя не проинформировал правительство о действиях, необходимых для развития национальной авиакомпании, и отсутствие должного контроля за стратегическим развитием. «Министр потерял мое доверие. Считаю, что контроль за airBaltic осуществлялся неудовлетворительно», — цитирует слова Страуюмы агентство LETA .
Финансовое положение авиакомпании можно было бы улучшить, например, увеличив собственный капитал на 22 млн евро, заключив мирное соглашение с аэропортом Рига, оптимизируя расходы авиакомпании, снизив количество нерентабельных рейсов или же продав одну из трех дочерних компаний — ОООCoalition Rewards, ООО Air Baltic Training или ООО Baltijas Kravu Centrs, свидетельствует информация в распоряжении BNN.
Резкие слова бывшему министру адресовывали и другие лица. BNN get уже писал, что, по словам руководителя консалтинговой компании Prudentia Карлиса Крастиньша, Матисс занимается распространением дезинформации и лжи. Крастиньш предположил, что у Матисса, наверное, шизофрения. Если бы Матисс продолжал работать министром и распространял ложь, то дальнейшее существование airBalticоказалось бы под угрозой. Он не понимает, как министр мог оскорбить найденного инвестора.
Интересно, что сейчас Матисс забывает, что говорил. Например, сначала Матисс дал понять, что договор с Монтаг-Гирмесом предусматривает обязательства по покупке российских самолетов Sukhoi SuperJet-100 , а позднее признался, что конкретный тип самолета не указан в договоре и у нового инвестора будет право решать вопросы об обновлении флота. Еще экс-министр выразил уверенность, что правительству следует как можно скорее пересмотреть решение и отказаться от предложенного инвестора, чтобы, среди прочего, перестать морочить голову инвестору, который является довольно уважаемым гражданином Германии. Следует добавить, что ранее Матисс говорил, что выбор этого инвестора несет с собой различные риски.
Недоумение вызывают и публичные высказывания Матисса о вероятности распада правительства, в коалиции которого состоит представляемая им партия, к тому же сама товарищ партии занимает пост премьер-министра.
Ref: 102.112.112.3608