Партия реформ Затлерса создается подобно Народной партии как партия одного человека, однако, бывший президент Валдис Затлерс в отличие от Андриса Шкеле не является харизматичным лидером, считает политолог Иварс Иябс.
Говоря об исторических аналогиях, надо отметить, что и Народная партия у истоков создавалась в основном как партия одного человека – Андриса Шкеле. На тот период он был бывшим премьер-министром, что очень помогло Шкеле. Кто в 1998 году знал Гундарса Берзиньша, Айгара Калвитиса или Марека Сеглиньша? Шкеле знали все, сказал Иябс в интервью Rietumu Radio.
По мнению политолога, партии Затлерса не нужна звездная команда, но его все же нельзя сравнить со Шкеле. «Его трудно назвать вдохновляющим и харизматичным лидером», – сказал Иябс. Он отметил, что люди, собравшиеся вокруг Затлерса, заняты сейчас не привлечением известных людей, а созданием партийной программы.
Партия Затлерса попадет в Сейм, но результат выборов не будет сокрушительным, прогнозирует политолог. Иябс также не уверен, что партия Затлерса станет массовой. В Латвии нет таких партий, которые, положа руку на сердце, можно было бы назвать массовыми, потому что у нас нет таких традиций. Мы потеряли их в советские времена. До Второй мировой войны в Крестьянском союзе Улманиса было 23 000 партийцев. Сейчас в Латвии количество однопартийцев измеряется сотнями, тысяча – уже много, сказал Иябс.
В то же время он добавил, что традиции создавать массовые партии исчезают во всей Европе, потому что люди больше не хотят состоять в партиях. Сегодня в демократических странах людям предоставлены другие возможности соучастия, в больших партиях больше нет нужды, сказал Иябс.