За девять месяцев этого года экономика Латвии потеряла около 50 млн евро из-за неполученных российских транзитных грузов. Если в начале года «Российские железные дороги» утвердили отправку 90% нефтяных и угольных грузов через Вентспилс, то в сентябре — всего 5%, говорит президент общества «Балтийская ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане.
Ассоциация до сих пор активно призывала Министерство сообщения и правительство действовать, чтобы снизить риски для экономики и занятости, которые может вызвать стратегическое решение российского правительства направлять свои грузы через собственные развиваемые порты. Следует отметить, что транзит — вторая крупнейшая отрасль народного хозяйства Латвии.
«День ото дня статистика становится все суровее и неумолимо намечает истинные изменения в транзите, — говорит президент БАТЛ Антане. — В текущей ситуации победителем будет тот, кто сможет принимать быстрые и стратегически важные решения. Первое домашнее задание — повысить конкурентоспособность Латвии. Например, это означает отказаться от повышения платы за железнодорожную инфраструктуру с нового года. В противном случае Латвия окажется лидером среди стран Евросоюза с самой дорогой платой. Если мы на межправительственных переговорах с Россией не можем достичь компромисса по вопросу о сохранении транзитных грузов, тогда мы должны делать все возможное, чтобы в плане расходов транзит по латвийским железным дорогам стал привлекательным для других регионов. К сожалению наши партнеры в Беларуси и других странах указывают на нашу неконкурентоспособность в этой области».
По информации БАТЛ, в сентябре грузооборот трех крупнейших портов Латвии составил 4,5 млн т, что на 16% меньше, чем в сентябре 2014 года.
Обобщив информации о переваленных объемах угля в портах восточного побережья Балтийского моря (Россия и Латвия) за 9 месяцев этого года, БАТЛ выяснила, что общий объем вырос до 43 млн т. Однако этот рост произошел за счет российских, а не латвийских портов. В российских портах, если сравнивать 9-месячный период этого года с тем же периодом 2014-го, прирост угольных грузов составляет 60%, тогда как у латвийских портов зафиксировано снижение примерно на 10%.
В сентябре этого года БАТЛ подала премьеру, министру сообщения, министру экономики, министру финансов и совету ГАО Latvijas dzelzceļš разработанный отраслевыми экспертами и предприятиями план действий с призывом срочно начинать действовать, так как переговоры с Министерством сообщения зашли в тупик.
Ассоциация, видя истинную ситуацию на рынке и в регионе, не может согласиться с мнениями министерства о том, что ситуация в отрасли стабильная и не требуется никаких дополнительных мер по ее спасению.
Сейчас Министерство транспорта по заданию народнохозяйственной комиссии Сейма к декабрю разрабатывает долгосрочную концепцию развития отрасли.
Ref: 225.112.112.7710