Процесс отчуждения недвижимого имущества для нужд проекта Rail Baltica ведется в Латвии уже пару лет. Внедритель проекта в Латвии — компания Eiropas Dzelzceļa līnijas — подготовила к отчуждению еще 123 объекта имущества, принадлежащих частным лицам и самоуправлению: 86 из них находятся на участке станции Rail Baltica и ее инфраструктуры в аэропорту Rīga (21,84 га), сообщила руководитель отдела коммуникаций Eiropas Dzelzceļa līnijas Рита Воронкова.
Она отметила, что в районе аэропорта землеустройство завершено. Еще 37 объектов недвижимости находятся на участке Рижского центрального вокзала (1,3 га).
«На участке проекта у Рижского центрального вокзала площадь такого имущества меньше, поскольку линия Rail Baltica планируется вдоль нынешней железнодорожной линии, а она очень сложная: отчуждение имущества осложняет нахождение в историческом центре города, поэтому землеустройство здесь особенно сложное».
«В свою очередь, в в районе аэропорта Rīga будет задето больше объектов недвижимости как по общему количеству, так и в плане площади, поскольку железная дорога и вся инфраструктура (ж/д линия, насыпи, эстакада и прочее) будут строиться здесь с нуля», — сообщила директор юридического департамента Eiropas Dzelzceļa līnijas Кристине Круминя.
«На обоих участках также ведется коммерческая деятельность. На таких объектах определение справедливой компенсации многоуровневое, поскольку оно касается собственности и коммерческой деятельности. Например, для оценки собственности Рижского международного автовокзала, многоэтажной автостоянки Titāniks, Latvijas gaisa satiksme («Латвийское воздушное сообщение») и международного аэропорта Rīga необходимо пригласить экспертов, чтобы подсчитать заявленные убытки», — добавила представитель компании.
Подготовительные работы, необходимые для процесса отчуждения, были начаты в Латвии в 2017 году. Отчуждение объектов осуществляется одновременно с работами по проектированию трассы и станций Rail Baltica. Такой принцип — проектирование одновременно с отчуждением — позволяет получить точный объем имущества, которое подлежит отчуждению. Учитывая сложность процесса, компания Eiropas Dzelzceļa līnijas инициировала и участвовала в разработке поправок к нескольким нормативным актам, сообщила Воронкова.
В 2018 году в Латвии первым делом было начато проектирование станции Rail Baltica и связанной с ней инфраструктуры в международном аэропорту Rīga. Одновременно с проектированием было начато и отчуждение имущества на участке от улицы Золитудес в Риге до улицы Дзирниеку в Марупе.
Затем последовали работы по проектированию Рижского центрального вокзала, а сейчас ведется работа с объектами на участке от улицы Лачплеша до улицы Елгавас. На обоих упомянутых участках ведется активный процесс отчуждения, поскольку именно здесь в 2021 году планируется начать первые работы по прокладыванию трассы в Латвии.
Как известно, в 2019 году совместное предприятие RB Rail заключило договоры о проектировании основной трассы. Eiropas Dzelzceļa līnijas приступило к работам по подготовке к отчуждению: к выяснению объектов недвижимости, их принадлежности и статуса.
Всего в процессе планирования трассы Rail Baltica идентифицировано 1 625 объектов недвижимости (1 179 — принадлежат частным и юридическим лицам, 444 — государственная или муниципальная собственность), которых заденет строительство трассы.
В нынешнем периоде финансового планирования для процесса отчуждения собственности доступны 15,6 млн евро.
Eiropas Dzelzceļa līnijas является внедрителем проекта Rail Baltica в Латвии. Компания осуществляет реализацию проекта в Латвии в соответствии с финансовыми соглашениями, заключенными между INEA (Innovation and Networks Executive Agency) и АО RB Rail.
Финансирование проекта в размере 81-85% обеспечит инструмент объединения инфраструктуры ЕС, а оставшуюся часть составят средства госбюджета Латвии. Получателем поддержки ЕС и реализатором проекта является Министерство сообщения.