Обещания правительства о поддержке предпринимателей, пострадавших во время пандемии Covid-19, за последние полтора года сыпались как из рога изобилия. Однако, как только предприятие захотело получить освобождение от арендной платы или ее снижение, регламентированное правилами Кабинета министров, начиналась бюрократическая эквилибристика и в поддержке было отказано. Точно в такую же ситуацию попало АО Tirdzniecības osta (АО ТО) в тот момент, когда оно попросило у Управления Вентспилского свободного порта (УВСП) обещанную скидку на арендную плату в связи с процентным снижением хозяйственной активности, сообщает региональный портал Ventspilnieks.lv.
Прошлым летом Министерство экономики сообщило, что в целях стабилизации экономической ситуации во время и после кризиса, связанного с Covid-19, для поддержки предпринимателей разработан ряд программ государственной поддержки, начиная от пособий по простою работникам и каникул по налогам, заканчивая инвестициями оборотных средств и разработке новых продуктов.
Не осталось в стороне и Министерство финансов, объявившее в сентябре 2020 года о продлении сроков большинства мер поддержки, включая также применение инструмента поддержки аренды имущества публичного лица и контролируемого публичным лицом капитального общества. Кабинет министров также издал правила Кабинета министров № 453 на основании Закона о преодолении последствий распространения инфекции Covid-19, по крайней мере, с точки зрения понимания трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели из-за кризиса. Эти правила предусматривают, что «на аренду за имущество публичного лица и капитального общества, контролируемого публичным лицом на основании заявления арендатора, на определенный период времени, но не дольше, чем до 30 июня 2021 года, в одностороннем порядке, без внесения изменений в договор аренды (…) применятся освобождение от арендной платы или ее снижение».
Надо отметить, что эта же норма содержится и в правилах Кабинета министров № 180, которые были изданы в рамках так называемого «первого закона о Covid-19» Разумеется арендатор должен соответствовать определенным критериям – не должно быть налоговой задолженности, невыполненных договорных обязательств по арендной плате и других сопутствующих платежей, не должен соответствовать признакам неплатежеспособности юридического лица и по состоянию на 31 мая 2021 года не должен получать пособие по спасению.
По мнению Ventspilnieks.lv, теоретически все понятно – если предприниматель добросовестно выполнял свои обязанности перед государством, то государство и его капитальные общества, также свободные порты и особые экономические зоны, должны протянуть руку помощи предпринимателям, которых затронул глобальный мировой кризис. АО TO соответствует всем этим критериям, однако УВСП не намерено оказывать поддержку. Почему?
Что происходит с потреблением угля в мире?
УПСП, объясняя свой отказ применить скидку на арендную плату АО ТО из-за появившихся убытков, связанных с влиянием пандемии Covid-19, указывает, что, согласно Глобальному энергетическому отчету, спрос на уголь упал на 8%, а согласно данным Международного экономического форума – только на 5%. Вполне возможно, что в глобальном контексте так оно и есть, но картина в Латвии совершенно иная, и это подтверждают данные Центрального статистического управления, которые показывают, что в прошлом году в латвийских портах был самый низкий грузооборот с 1995 года.
Грузооборот в Рижском порту составил 23,7 млн тонн, что на 27,7% меньше, чем год назад, а в Вентспилском порту —12,9 млн тонн или на 36,9% меньше, в Лиепайском порту —6,6 млн тонн или на 10% меньше.
Снизились объемы отправляемых важных грузов, но больше всего снизились объемы погрузки угля на суда на 13,4 млн тонн или 79,6%. Таким образом, падение угольных грузов в Латвии составило почти 80%, и вряд ли коммерсантам, работающим в наших портах, стало легче, услышав о 8%, упомянутых в Глобальном энергетическом отчете.
В последние годы Россия активно проводит политику по сокращению поставок угля через страны Балтии. Кризис, вызванный Covid-19, и без того плохую ситуацию сделал катастрофической. Изменения рыночной конъюнктуры, вызванные кризисом Covid-19, привели к значительному сокращению экспортных потоков угля из России в Евросоюз. Меры по сдерживанию Covid-19 резко сократили использование электроэнергии в промышленном производстве, поскольку бесчисленное количество компаний ушли на простой. Это привело к значительному сокращению мирового потребления угля. В результате компании, занимающиеся транспортировкой и перевалкой угля, также оказались в вынужденном простое.
Latvijas dzelzceļš не жалуется на отсутствие поддержки
Согласно логике УПСП, которая собирает информацию о мировом рынке угля и не хочет помогать предпринимателям, работающим на территории портах, ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) тоже не полагается поддержка. Однако это предприятие получило существенную государственную поддержку. Почему?
LDz в годовом отчете за 2020 год объясняет ситуацию следующим образом: «Ситуация на мировом рынке, которая образовалась в результате снижения спроса на уголь и нефтепродукты из-за различных международных политических решений, оказала влияние на экономические процессы, а 2020 году к ним присоединились вызовы, вызванные пандемией Covid-19. (…) Замедление мировой экономической активности означало приостановку производственных процессов или сведению этих процессов к минимуму. В следствие этого произошло снижение спроса на грузовые перевозки».
LDz обратилось за помощью к государству и получило ее. Более того, даже экономный министр финансов Янис Рейрс не требовал доказательств того, как глобальная пандемия повлияла на снижение грузопотоков.
В июле прошлого года, следя за тенденциями долгосрочного экономического спада в соседних странах, вызванного ограничениями Covid-19, правительство решило увеличить основной капитал LDz на 32,42 млн евро. На возмещение расходов компании, связанных с использованием инфраструктуры железнодорожного пассажирского транспорта, ушло 14,22 млн евро, и для равновесия финансов был выплачен авансовый платеж в размере 13 млн евро, указывает Ventspilnieks.lv.
Вместо поддержки в Вентспилском порту – «штраф»
В результате влияния кризиса Covid-19 у АО ТО также произошло резкое сокращение доходов от предпринимательской деятельности, и на основании Закона о преодолении последствий распространения инфекции Covid-19 и вышеупомянутых правил Кабинета министров № 453, предприятие обратилось к УВСП с просьбой снизить арендную плату в соответствии с процентным снижением предпринимательской деятельности предприятия.
Нельзя сказать, что УВПС не отреагировало на данное заявления – отреагировало, причем довольно бурно. В частности, оно начало искать все возможные причины, чтобы не снижать арендную плату. В итоге пришло к выводу, что влияние пандемии Covid-19 на АО ТО было незначительным и компании не полагается помощь в виде снижения арендной платы. Надо отметить тот факт, что ранее УВПС предприятию АО ТО уже отказало в поддержки компании по снижению арендной платы за период с 12 марта 2020 года по 31 октября 2020 года. В связи с этим возбуждено административное дело, решение по которому еще не принято.
На данный момент возникла странная ситуация. УВСП, считая, что влияние глобальной пандемии несильно затронуло компанию АО ТО, как указывает само управление предоставлять поддержку отказалось, однако сразу же выставило счет со «штрафными пенни» за просроченные платежи в период с декабря 2020 года по май 2021 года. Также, пытаясь взыскать «штрафные пенни», УВСП не принимает во внимание раздел 14 Закона о преодолении последствий распространения инфекции Covid-19, который предусматривает, что «Государственные учреждения и местные самоуправления, а также производные публичные лица и капитальные общества, контролируемые публичными лицами, свободные порты и особые экономические зоны до 30 июня 2021 года освобождают коммерсантов и других лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, товарищества и учреждения, на которые повлияла определенная чрезвычайная ситуация в связи с распространением Covid-19, от арендной платы за имущество публичного лица и собственности и капитального общества, контролируемого публичным лицом, на срок действия настоящего Закона или принимают решение о снижении арендной платы и за пользование имуществом публичного лица, а также не применяют проценты по задолженности и договорные штрафы в случае просрочки платежа, за исключением денег на услуги – электричество, тепло, водоснабжение и другие сервисные услуги».
Вместо этого УВСП угрожает компании, что в случае, если АО ТО не уплатит штраф, тогда УВСП может принять решение о расторжение договора аренды с АО ТО без предварительного уведомления и решения суда.
Весьма интересная помощь компании, уже пострадавшей от кризиса, вызванного пандемией Covid-19!