1 сентября 2011 г. на портале австрийского информационного агентства BNN (Baltic News Network) www.BNN-news.com опубликован пресс-релиз «Хранение и перегрузка всех видов аммиачной селитры в Рижском свободном порту – бомба замедленного действия». Сегодня мы начинаем публиковать журналистское расследование на эту тему.
Часть первая. Когда удобрения превращаются в взрывчатку
Решить за 370 секунд
26 июля 2011 г. депутаты Рижской думы на ее заседании приняли решение «О согласии на создание на Кундзиньсале терминала по перевалке и краткосрочному хранению минеральных удобрений» («Par paredzētās darbības – minerālmēslu pārkraušanas un īslaicīgas uzglabāšanas termināļa izveides Kundziņsalā – akceptēšanu»). Вдохновенно оптимистический доклад Андиса Циниса, руководителя Рижского городского управления строительством (Rīgas pilsētas buvvalde) длился 2 минуты и 18 секунд. В том, что было названо мэром Риги Нилом Ушаковым дебатами, участвовал лишь представитель фракции «Демократические патриоты» депутат Дайнис Сталс. За 1 минуту и 3 секунды, представляя Комитет городского развития, он сообщил, что все члены комитета двумя руками за появление нового терминала, что Рижскому свободному порту необходимо развивать свою территорию, что жители Кундзиньсалы хотят видеть у себя под боком Riga Fertilizer Terminal, а забота о здоровье людей должна находиться на первом месте.
Еще 15 секунд длилось голосование. Из 60 депутатов городского самоуправления на заседании присутствовали 49. За строительство нового терминала проголосовали 45 человек, трое воздержались, и только один был против. На всё про всё ушло 6 минут и 10 секунд. Думаете, уж очень быстро? А чего тянуть, если еще за две недели до заседания думы ее представитель по связям с общественностью Виктор Даугмалис сообщил информационному агентству BNS, что ежегодно новый терминал будет платить городу 30 000 латов в виде налогов на недвижимость и землю, а сама перевалка и хранение минеральных удобрений пополнят городскую казну на 1,4 млн. латов в год, в государственный бюджет также каждый год будут поступать 20 млн. латов. Добавьте к сему почти 150 новых рабочих мест. Это о доходах. Расходы же на строительство составят 70 млн. долларов (более 34 млн. латов), 51% новой компании будет принадлежать российскому холдингу «Уралхим», 49% латвийскому – ООО «Rīgas Tirdzniecības osta». Вот депутаты дружно и подняли руки. Так что цена вопроса определена. Запомним, чтобы вернуться к ней в одной из следующих частей нашего расследования.
Что ожидает Ригу
Рижская дума согласилась с тем, чтобы Riga Fertilizer Terminal переваливал в год через столицу Латвии 2 000 000 тонн минеральных удобрений. 350 000 тонн приходится на фосфат диаммония, 600 000 тонн на карбамид и 1 050 000 тонн на аммиачную селитру трех видов, составляющую 52,5% от общего объема. При этом разрешено хранить на складах 40 000 тонн фосфата диаммония, 50 000 тонн карбамида и 90 000 тонн селитры. Складов этих будет восемь: шесть емкостью на 25 000 кубометров каждый и два склада емкостью по 15 000 кубометров. То есть одновременно они могут принять все 180 000 тонн удобрений, разрешенных к хранению. Выглядеть склады будут примерно так:
Доставляться же к нему минеральное богатство будет железной дорогой. От станции «Шкиротава» через Кенгарагс, станцию «Земитаны», под вэфовским воздушным мостом и станцию «Браса» на Саркандаугаву, потом на станцию «Рига-Пречу», и оттуда на Кундзиньсалу. В каждый вагон входит 65 тонн минеральных удобрений, в составе до 60 вагонов. Чтобы доставить в порт 2 000 000 тонн минеральных удобрений потребуется 513 железнодорожных составов максимальной загрузки. То есть через всю Ригу ежедневно будут проходить 1-2 состава с 3 900 – 7 800 тоннами минеральных удобрений. С этого места будет говорить только об аммиачной селитре.
А теперь посмотрим на план Кундзиньсалы.
Вот он, неправильный почти прямоугольник для перевалки и хранения аммиачной селитры в северной части острова. И соседство у него славное. До микрорайона Волери на левом берегу Даугавы – 600 м, добавьте еще 100 м. и дотянетесь до перегружающего контейнеры Baltic Container Terminal. На нём разрешено оперировать со всеми опасными грузами, за исключением радиоактивных и бактериологических продуктов. До Вецмилгрависа – 1 км, жилая зона Кундзиньсалы, улицы Твайка и Эзера находится в полутора километрах. Столько же до терминала Latvijas propāna gāze с хранилищами на 175 кубометров сжиженного газа каждый и перегружающего нефтепродукты Woodison terminal. До аналогичного ему терминала Man – Tess на 300 м. дальше. А то, что в ночь с 22 на 23 июля 2009 г. на контейнерном терминале в результате неконтролируемой реакции из 17-тонного контейнера произошла утечка синильной кислоты, о чем спасатели узнали только к утру – «пустяки, дело житейское», как говорил Карлсон, который живет на крыше, Малышу. Смертельная для человека доза синильной кислоты – 1 миллилитр на грамм; тогда сотни людей в принудительном порядке были эвакуированы не только с Кундзиньсалы, но и из Волери и Кремери, других прилегающих территорий, наложен запрет на забор воды из Даугавы, купание и рыбалку.
Но не надо беспокоиться, в решении Рижской думы указано, что в случае катаклизмов на газовом, нефтяных и контейнерном терминалах будущему терминалу, забитому под завязку аммиачной селитрой, ничто не грозит. Потому что определенный для него пояс безопасности составляет аж 100 м. Не верим!
Аммиачная селитра и терроризм
Аммиачная селитра, или нитрат аммония – химическое соединение NH4NO3, соль азотной кислоты. Впервые полученная в 1659 г. Иоганном Рудольфом Глаубером, немецким врачом и алхимиком, столетиями применялось в сельском хозяйстве как удобрение. Но в 20-м веке появились новые «алхимики». Они смешали селитру с дизельным топливом и получили АСДТ (по английской терминологии – ANFO) — взрывчатое вещество, которое стали применять в горном деле и строительстве. Эффективность взрыва АСДТ равняется 80% взрыва тринитротолуола. Если к 80,5 % аммиачной селитры добавить 15 % тротила и 4,5% алюминиевой пудры, получится тротил.
Умельцы-террористы пошли еще дальше, удешевляя процесс – тротил заменяют углем, но основным компонентом остается аммиачная селитра — от самодельной многотонной взрывчатки до пояса шахидов. И пользуются ею по всему миру: от США до Индии и Филиппин.
Самый жуткий терракт в Америке до 11 сентября 2001 г. осуществлен 19 апреля 1995 г. в Оклахома-Сити. Объектом атаки стало здание, в котором находились государственные учреждения — Управление по контролю за соблюдением законов об алкогольных напитках, табачных изделиях, огнестрельном оружии и взрывчатых веществах, Федеральное бюро расследований, Управление по борьбе с наркотиками, Секретная служба США, Служба маршалов США (подразделение министерства юстиции). В заминированном автомобиле находилось почти 2,5 тонны аммиачной селитры.
Мощность взрыва составила 2,3 тонны тринитротолуола. Он был слышан за 90 км, в 7 км от эпицентра сейсмографы зарегистрировали колебания в 3 балла по шкале Рихтера. На месте взрыва образовалась воронка радиусом в 9 м. и глубиной в 2,4 метра. Погибли 169 человек, включая 19 детей, ранения получили более 680 человек. В радиусе 16 кварталов разрушено или повреждено 324 здания, окна выбиты в радиусе 4,5 км, уничтожено 86 автомобилей. Ущерб от взрыва оценен в 652 млн. долларов.
Но трагедия этого американского города отнюдь не дела давно минувших дней. 13 июля этого года турецкая газета «Milliyet» сообщила, что спецслужбами задержаны 14 членов террористической организации Аль-Каида, собиравшихся отомстить за смерть бен Ладена. Объект мести – американские военные и дипломаты. Способ мести – взрывчатые вещества на базе 700 кг аммиачной селитры, аналогичные тем, которые террористы применили в Стамбуле в 2003 г.; тогда погибли 60 человек, а раненые исчислялись сотнями.
Но то, что не удалось в Турции, получилось в Норвегии. Андерс Беринг Брейвик в конце июля 2011 г. взорвал здание в правительственном квартале Осло, сделав радиоуправляемую бомбу на базе аммиачной селитры и дизельного топлива. Погибли 8 человек, 15 ранены. Селитру преступник купил в Польше.
Но взрывают аммиачную селитру не только в дальних краях. Взрывы в московском метро, в аэропорту, на Пушкинской площади, крушение поезда под Санкт-Петербургом – тоже аммиачная селитра. Только в этом месяце российские спецслужбы задержали на территории Башкирии членов террористической организации Имарат Кавказ, сделавших из аммиачной селитры бомбы для взрыва здания полиции в г. Октябрьский и автомашин сотрудников подразделения по борьбе с экстремизмом. Бомба мощностью 100 кг в тротиловом эквиваленте обезврежена в дагестанском г. Хасавюрте.
Арестованные северокавказские террористы признались, что собирались заложить взрывчатку по ходу движения скоростного поезда «Сапсан» на маршруте Москва-Санкт-Петербург. Аммиачную селитру для ее изготовления покупали элементарно в хозяйственном магазине.
Завтра, 6 сентября 2011 г. информационное агентство BNN продолжит публикацию. Ее разделы:
— аммиачная селитра и связанные с нею инциденты;
— аммиачная селитра и власть у них и у нас;
— вопросы, на которые пока нет ответов.