Если совладелец LatRosTrans российская «Транснефть» прекратит экспорт нефти через балтийские порты, то LatRosTrans больше не будет жизнеспособным, говорит председатель совета предприятия Роберт Киркуп.
Он рассказал, что в 2016 году LatRosTrans пережил существенный спад объема транспортировки — с 4,7 млн т нефтепродуктов в 2015 году до 3,6 млн т в прошлом году. Предприятие работало с небольшой прибылью, снижая расходы, что в нынешних обстоятельствах считается обязанностью.
«Мы надеемся, что в 2017 году объемы немного возрастут, хотя это зависит от многих вещей, которые находятся вне нашего контроля. Мы, конечно же, думаем и над другими вариантами использования нефтепровода, например для транспортировки газа, но пока не можем сказать ничего конкретного. Сейчас самый большой вопрос — о судебном разбирательстве белорусского предприятия «Полоцктранснефть Дружба» против LatRosTrans о технологической нефти в нефтепроводе «Полоцк — Вентспилс». Верховный суд отправил иск обратно на рассмотрение в Латгальский окружной суд. Негативный исход судопроизводства является большой угрозой для предприятия», — объяснил Киркуп.
Совладелец LatRosTrans «Транснефть» сообщил, что к 2018 году прекратит экспорт нефтепродуктов через порты балтийских стран. По словам Киркупа, если это произойдет, то LatRosTrans больше не будет жизнеспособным.
«Мы все знаем, что еще с начала 2000-х Россия объявила, что намеревается экспортировать нефтепродукты через собственные порты. Это годами было весьма заметной угрозой для нашего бизнеса. Однако мы до сих пор работаем. Мы уверены, что сейчас предлагаем экспортный коридор с самыми конкурентоспособными ценами. В тот день, когда мы не будем конкурентоспособны, геополитические причины победят. Поэтому мы должны сохранить эту конкурентоспособность, чтобы оставаться лучшим экспортным коридором», — сказал председатель совета предприятия.
На вопрос, есть ли у компании план Б, он ответил, что вопрос в том, что делать с нефтепроводом, если нет нефти. «Это требует довольно сложного решения. Трубопровод можно было бы использовать и для транспортировки газа. Мы очень хорошо знаем, что в Латвии есть регионы без газоснабжения. Но тогда нужна и газораспределительная инфраструктура. При этом, насколько я знаю, на газовые проекты доступны еврофонды. Также нефть можно было бы доставлять в Вентспилс и затем через нефтепровод в Беларусь. Но такое решение потребует немалых инвестиций — возможно, 100 млн евро, поскольку придется менять насосы по всей длине нефтепровода, трубопровод надо заполнить нефтью и найти покупателя на другом конце. Так что это не простое решение, но такая возможность существует», — рассказывает Киркуп.
Ведутся переговоры с Orlen в Польше о том, что дизельное топливо на экспорт можно доставлять в Вентспилс и по нефтепроводу, а не только по железной дороге. «Должен признаться, что об этом мы говорим лет семь, если не больше. Это в большей степени политический вопрос, ведь тут вовлечено также правительство Литвы и Литовские железные дороги, которые, конечно же, хотят, чтобы использовались и литовские порты. С финансовой точки зрения, экспорт дизельного топлива по нефтепроводу в Вентпилс несомненно является лучшим решением, но мы не можем влиять на решения других предприятий и иностранных правительств», — рассказал председатель совета предприятия.
По данным firmas.lv, 66% LatRosTrans принадлежит АО Ventspils nafta, а 34% – российскому «Транснефтьпродукт».
Ref:224.112.112.6091