Поскольку Vitol является владельцем около 99% акций Ventspils nafta, компания находится в лучшем положении и может проводить оптимизацию, отмечает председатель правления Ventspils nafta Роберт Киркуп. Но в то же время он признается, что компания хотела бы от правительства больше поддержки и защиты. «Я хотел бы, чтобы правительство помогло справиться с нападками на нас. Они вредят и бизнесу, и латвийской экономике», — говорит Киркуп.
Он признается, что компания хотела бы видеть открытую и прозрачную налоговую систему, чтобы для всех компаний существовала единая систему применения налогов. «Почему ставка налога на недвижимость для одной компании отличается от ставки для другой? Почему мы должны платить больше других компаний? Почему у некоторых компаний есть преимущества, а у других их нет? Такое нельзя допускать. Хотя правительство иногда пытается изменить ситуацию, но не надолго», — говорит Киркуп.
Руководитель компании желает, чтобы выдача нужных разрешений происходила справедливо. «Ventspils naftas termināls это крупнейший терминал в Вентспилсе и Балтии. Почему мы не получаем всех необходимых разрешений? Почему мы не можем получить разрешения и построить то, что запланировали? Почему имеют место попытки помешать нашему бизнесу? Ведь вред наносится и экономике страны. У нас нет возможностей изменить ситуацию. Мы не хотим идти в политику, поэтому правительство должно помогать решать такие ситуации», — сказал Киркуп.
Ventspils nafta не ощущает и поддержки со стороны Вентспилсского муниципалитета и свободного порта. «Во многих случаях правительство нам выражает поддержку, но такое впечатление, что в Вентспилсе эти национальные интересы не реализуются. Это портит инвестиционный климат в Латвии и может препятствовать притоку иностранных инвестиций. Латвия призывает зарубежных инвесторов больше вкладывать в страну, но очень трудно убедить правление директоров инвестировать, если инвесторы не получают поддержки», — подчеркивает председатель правления Ventspils nafta. По его словам, бороться с этими проблемами — большой вызов. Это одна из причин, почему Vitol купила вторую половину АО Ventspils nafta. Это сделано не по финансовым соображениям. «Не думаем, что цена сделки была нам очень выгода, как утверждают некоторые», — отмечает Киркуп.
BNN.lv уже писал, что Euromin Holdings (Cyprus) Limited (Euromin) (компания группы Vitol) в сентябре купила у АО Latvijas Naftas tranzīts за 79,98 млн евро 43,25% акций Ventspils nafta и таким образом получила 93,24% акции с правом голоса. Согласно информации, предоставленной сторонами сделки, покупная цена каждой акции составила 1,77 евро.
Киркуп акцентирует внимание на том, что цена одной акции в сделке была намного больше цены на бирже задолго до сделки. «Цена сделки выглядит низкой только если смотреть, до какого уровня выросла цена акции на бирже после сделки», — сравнивает руководитель super active Ventspils nafta.
Он пояснил, что Vitol на эти инвестиции смотрит как на долгосрочный бизнес. Если смотреть на потенциальные обязательства в случае, если трубопровод не удастся сохранить функционирующим, то расходы на демонтаж будут огромными. Связанные с экологией расходы на трубопровод и терминал тоже огромные. «Никто не говорит о том, на какой риск идет Vitol, покупая Ventspils naftа. Но руководство Vitol озаботилось этими вопросами. К тому же Vitol выкупила долю миноритарного акционера. Поэтому на стоимость акции нужно смотреть в таком контексте — обязательства и доля миноритарного акционера», — поясняет Киркуп.
Он признается, что у Vitol в результате этой сделки появляется возможность реструктуризовать группу и продать некоторые части бизнеса, а негативная сторона — политические нападки на компанию в прессе.
Руководитель Ventspils nafta пришел к выводу, что миноритарные акционеры компании выигрывают от этой сделки. В течение нескольких лет акции Ventspils nafta на бирже продавались по 1-1,15 евро за акцию, к тому же дивиденды не выплачивались. Однако в обязательном предложении о выкупе акций цена составила 4,56 евро.
Ventspils nafta приняла решение оспорить решение Комиссии рынка финансов и капитала относительно стоимости акции в обязательном предложении о выкупе. Спор был о том, сколько должна стоить акция в этом предложении — 3,12 евро или 4,56 евро. Регулятор финансового рынка Латвии считает, что следует учитывать и долю миноритарных акционеров, и поэтому цена акции в обязательном предложении о выкупе составила 4,56 евро. Однако Ventspils nafta не согласна с таким мнением.
Ventspils nafta работает в сфере транспортировки, перевалки, хранения нефтепродуктов, а также занимается судоходным бизнесом. Ventspils nafta является материнской компанией концерна, управляющей инвестициями в компаниях группы. Компании Ventspils nafta принадлежат 51% ООО Ventspils nafta termināls, 66% ООО LatRosTrans и 49,94% АО Latvijas Kuģniecība.
За девять месяцев этого года Ventspils nafta работала с нетто-прибылью в 26,89 млн евро.
Ref:103.112.112.3674