За три года председатель Рижской городской избирательной комиссии Юрис Кокинс получил от Rīgas satiksme 75 000 евро до уплаты налогов за мониторинг автостоянок, сообщил сам Кокинс в программе Ziņas на телеканале TV3.
Он сообщил, что получили эту работу случайно, к заключению договора с Rīgas satiksme не причастен ни мэр Риги Нил Ушаков («Согласие»), ни другие политики. Сам Кокинс не видит конфликта интересов в данной ситуации. «Я искал дополнительную работу везде, где только мог, учитывая, что имеется определенная специальность, получилось, что на автостоянках оказалась такая возможность», — сказал Кокинс.
На вопрос, обращался ли он по поводу этой работы к председателю Рижской думы, Кокинс ответил отрицательно. «Ну нет! Просто. Совершенно случайно. Я улаживал дела с автостоянками и спросил, есть ли что-то, что я, как имеющий дело с этой отраслью, мог бы делать. Все», — сказал председатель Рижской городской избирательной комиссии. Программа отмечает, что Кокинс имеет специальность по автомобильному хозяйству.
На вопрос журналиста, чем именно он занимался, Кокинс ответил, что раскрывать эту информацию нельзя. «Я не могу разглашать данные, поскольку в договоре указано, что детали нельзя разглашать. Но, чтобы внести хоть какую-то ясность — это связано с мониторингом автостоянок», — сказал Кокинс, добавив, что условно можно сказать, что он наблюдал за автостоянками. При этом он указал, что это была не «бумажная работа», а самая настоящая.
На вопрос, как долго он состоял в рабочих отношениях, Кокинс ответил, что «я не должен комментировать все».
На предприятии Rīgas satiksme телеканалу TV3 подтвердили, что с Кокинсом был заключен договор о мониторинге автостоянок. Представитель Rīgas satiksme Виктор Закис сообщил, что такие договоры не секретны. «Нет, вовсе нет. Как я уже вам сказал, предмет договора — действия, которые он осуществлял − не вижу в этом ничего секретного. Как я уже сказал, эти действия он и совершал. Почему он считает их секретными — надо спросить у него», — сказал Закис.
На повторный вопрос о том, чем именно он занимался на работе, Кокинс снова ответил уклончиво. «На самом деле там есть пункт. У меня даже нет термина, чтобы ответить на этот вопрос. [Тайна] до гроба, получается», — сказал Кокинс.
Он сообщил, что закон не запрещает ему такой род заработка, и он не знал, что Ушаков является держателем долей капитала Rīgas satiksme. «В тот момент я не мог знать, кто является держателем долей капитала. Как в любом предприятии об этом так сразу не говорят», — сказал он. Программа сообщила, что срок договора Rīgas satiksme с Кокинсом закончился в конце прошлого года и продлен не был. Теперь из-за поднявшегося ажиотажа Кокинс больше не готов подрабатывать в Rīgas satiksme.
Ранее программа Ziņas на телеканале TV3 уже сообщала, что за три года Кокинс, предоставляя консультации компании Rīgas satiksme, получил 75 000 евро. Мэр Риги Нил Ушаков («Согласие») ранее заявил, что не видит в данной ситуации этических проблем.
При этом руководитель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Кристине Берзиня сообщила программе, что члены муниципальной избирательной комиссии могут совмещать должности, формально закон не нарушен.
Ранее уже сообщалось, что в 2018 году предприятие Rīgas satiksme заключило договоры с 46 лицами, связанными с партиями «Согласия» и «Честь служить Риге» (ЧСР). Об этом сообщила программа телеканала TV3 Nekā Personīga. Аудиторская компания Ernst & Young в ходе проверки договоров выяснила, что консультации предприятию оказывали политически весомые представители обеих партий или люди, тесно связанные с этими политическими силами.
Консультации по различным вопросам, например, об улучшении здоровья сотрудников компании, оказывали не только четыре нынешних депутата Рижской думы — Сандрис Бергманис, Виктор Пашков, Игорь Кузьмук и Ефим Клементьев, — но и бывший парламентарий Александр Соколовский и экс-депутат Рижской думы Николай Захаров. Захаров, имеющий образование в оласти спорта, в прошлом году получил 38 тыс. евро, то есть по три тысячи евро в месяц, за консультации о введении альтернативного топлива.
Депутат Рижской думы Вилнис Кирсис («Единство») обратился в Генеральную прокуратуру, попросив подробно оценить занятость приближенных к «Согласию» и ЧСР лиц в Rīgas satiksme.
Ознакомившись с сообщением Ernst&Young о ситуации на предприятии, политик пришел к выводу, что договоры о предоставлении консультаций с представителями правящей партии Рижской думы и членами их семей по сути являются фиктивными и считаются фиктивным трудоустройством с целью повышения благосостояния приближенных к партии лиц, а не ради оказания услуг предприятию.
По мнению Кирсиса, ознакомление с отчетами не дало понимания о том, какие услуги оказывали эти лица предприятию и оказывали ли вообще.