Информация о планируемых санкциях в отношении ABLV Bank была предоставлена латвийским должностным лицам за четыре месяца до публикации соответствующего заявления американского агентства по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN).
Это следует из опубликованного в понедельник, 26 апреля, сообщения Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) о завершении уголовного процесса, по которому велось расследование высказанных руководством ABLV Bank подозрений о том, что банк намеренно оклеветал бывший президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс.
Латвийские должностные лица в данном деле предоставили свидетельства того, что в первой половине октября 2017 года в США состоялась встреча должностных лиц обоих государств.
Тогда латвийские должностные лица были проинформированы о том, что США намерено выступить с докладом о причастности ABLV Bank к отмыванию денег на основании 311-й статьи Патриотического акта США, что фактически должно было привести к закрытию банка.
После получения данной информации Комиссия рынков финансов и капитала (КРФК) не предприняла никаких действий в отношении ABLV Bank, не наказала банк за нарушения, а по так называемому делу о северокорейских санкциях договорилась с банком о заключении административного договора,
что, по словам одного из должностных лиц Латвии, вызвало удивление у представителей США.
Тогдашний председатель КРФК Петерс Путниньш на просьбу прокомментировать, почему в октябре 2017 года после получения информации от США Латвия не предприняла никаких действий и банк продолжал работать в обычном режиме, отметил, что не может прокомментировать данную информацию, поскольку подписался о неразглашении своих показаний, а также полученной в ходе надзора информации.
В то же время Путниньш отметил, что ему как адвокату скандальным кажется тот факт, что сначала нужно подписаться о неразглашении информации, а затем эта информация публикуется.
Представитель КРФК Айя Брикше указала, что КРФК оценила прежние меры по надзору в ABLV Bank, а также принимавшиеся в процессе самоликвидации банка решения, однако комиссия не может шире прокомментировать меры по контролю за конкретными учреждениями, учитывая статус ограниченной доступности подобной информации.
Тогдашний министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, которая также посетила США и давала показания в качестве должностного лица, отметила, что могла бы предоставить комментарий позднее, поскольку ей нужно время, чтобы вспомнить события тех дней.
Бывший председатель правления и совладелец ABLV Bank Эрнестс Бернис высказал подозрения о том, что бездействие латвийских должностных лиц могла быть связана с чьим-то желанием разбазарить ABLV Bank. Кроме того, по его мнению, латвийские чиновники могли предпринять меры, которые позволили бы избежать заявления FinCEN и вреда для репутации государства.
Комментируя опубликованное решение БПБК, Бернис отметил, что в октябре 2017 года латвийская делегация в ходе визита в США была проинформирована о планах США в отношении ABLV Bank,
однако на протяжении «четырех месяцев — вплоть до 13 февраля 2018 года — не делалось ничего, чтобы это предотвратить».
«Для меня необъяснимо, почему Латвия не пыталась уменьшить последствия, осознавая, какое влияние на репутацию государства вызовет такое заявление. По крайней мере, в моем распоряжении нет никакой информации о попытках государства что-либо изменить, поскольку доклад FinCEN был не только об ABLV Bank, он был обо всех невыполненных государством домашних заданиях, о регулировании кредитных учреждений, слабости контролирующей службы, неупорядоченном законодательстве. Сообщение повлияло и на оценку Moneyval, из-за которой Латвия чуть не угодила в серый список», — указал Бернис.
В то же время банкир признал, что в работе банка действительно были допущены ошибки, в том числе были клиенты высокого риска (…), однако «ошибки, как это делает большинство латвийских кредитных учреждений, были устранены в рамках административных договоров».
Кроме того, он указал, что решение БПБК «еще раз подтверждает, что бывший президент Банка Латвии [Илмарс Римшевичс], скорее всего, длительно и целенаправленно манипулировал информацией, людьми и фактически торговал своим влиянием», пользуясь также доверием американских партнеров.
«Тем, кто отказывался от его услуг, могла грозить та же судьба, которая настигла наш банк»,
— добавил Бернис.
Адвокат Римшевичса Нормундс Дулевскис в свою очередь указал, что «наконец-то завершен еще один необоснованный уголовный процесс в отношении Римшевичса», и это подтверждает, что утверждения Берниса не имеют под собой оснований.
Адвокат отметил, что ни в 2014 году, ни в последующие годы назначение санкций латвийским банкам не входило в компетенцию Банка Латвии.
Закон дает Римшевичсу право обратиться в Министерство юстиции в связи с возмещение причиненного в ходе уголовного процесса ущерба или подать иск в суд. Дулевскис не прокомментировал, будут ли данные права использованы.
Как сообщалось ранее, БПБК не нашло подтверждений тому, что деньги, запрошенные якобы на зарплаты лоббистов, были попыткой Римшевичса выманить взятку у ABLV Bank, как не нашлось и доказательств того, что Римшевичс осознанно оклеветал банк.
При этом, правда, БПБК также указало, что нет оснований верить показаниям Римшевичса по данному делу.
БПБК подтвердило, что 26 марта следователь с согласия надзорного прокурора решил прекратить уголовный процесс, начатый после выхода доклада FinCEN.
Бюро сообщило, что решение о прекращении уголовного процесса принято, так как в ходе досудебного процесса не удалось доказать вину лиц в совершении преступления, а также невозможно было собрать дополнительные доказательства.
Проблемы у банка ABLV Bank возникли после того, как FinCEN в феврале 2018 года сообщило о намерении ввести санкции в отношении ABLV Bank из-за участия банка в махинациях с отмыванием денег.
Банк ABLV Bank обвинения отрицал.
БПБК не нашло подтверждений сведениям, о которых упомянуло в докладе FinCEN.
26 февраля 2018 года акционеры ABLV Bank приняли решение о самоликвидации кредитного учреждения, а 12 июля решением Европейского центрального банка была аннулирована лицензия банка.