Существуют «определенные признаки» того, что российский диктатор Владимир Путин лично одобрил поставку ракеты, сбившей малайзийский пассажирский самолет в 2014 году. Об этом объявили на прошлой неделе международные следователи по делу о катастрофе.
Кроме того, в момент, когда произошла трагедия над непризнанной на международном уровне Донецкой Народной Республикой, ее лидером был человек, который 30 лет назад принимал непосредственное участие в попытках воспрепятствовать восстановлению независимости Латвии, напоминает программа Nekā personīga («Ничего личного») телеканала TV3.
Бывший высокопоставленный рижский омоновец Владимир Антюфеев. До этого он был министром внутренних дел Приднестровской «республики» на севере Молдовы, другого непризнанного образования (1992-2011). Но реальных шансов привлечь к ответственности его, Путина или других причастных к преступлению нет. Кроме того, в программе подчеркивается, что
ЛАТВИЯ ВООБЩЕ НЕ ОБЪЯВЛЯЛА АНТЮФЕЕВа В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК.
Nekā personīgi объясняет: вначале рижский ОМОН «в сотрудничестве со спецподразделениями МВД оккупационного режима» осуществил десятки вооруженных нападений на различные госучреждения, убил семерых литовских таможенников, инсценировал более десяти провокационных взрывов и избил сотни людей. Во время баррикад кровь мирных жителей пролилась также в Литве и Латвии. Сам Антюфеев считает (видео цитата): «Я уверен, что вся моя жизнь, вся моя служба сложилась так, что мне никогда не придется ни за что стыдиться».
Прокурор в отставке Рита Аксенока была одним из следователей, которые собирали доказательства зверств омоновцев, чтобы в мирное время можно было привлечь к ответственности как можно больше «черных беретов». Удалось даже допросить нескольких омоновцев, показания которых являлись существенными доказательствами по делу. Одного омоновца вычислили, отвели в лес и расстреляли всей группой. Чтобы благодаря пулям не смогли определить, кто виновен в преступлении.
Но, как заявила в 2019 году в одном из интервью Nekā personīga бывший начальник следственного отдела по особо важным делам Генеральной прокуратуры Литовской Республики Аксенока, она сама ушла из прокуратуры в знак протеста против неправомерного хода расследования. За эти годы обвинения были предъявлены 74 омоновцам, но только 15 из них привлечены к уголовной ответственности.
«Поскольку нашим ребятам из МВД удалось вернуть Парфёнова, и мы его отпустили. А некоторых вернули обратно. Мне кажется из Молдавии. И мы их тоже не судили. Что ж, тут следует признать, что это в какой-то мере, пожалуй, бессилие…». Созданное в Молдавии и не получившее международного признания приднестровское «государство» стало местом, где после расформирования рижского ОМОНа скрывались многие его бойцы.
По информации, имеющейся в распоряжении Генпрокуратуры Латвии, во время августовского путча 1991 года именно бойцы рижского ОМОНа под командованием Антюфеева обстреляли микроавтобус, принадлежащий Дому творчества, в котором погиб его шофер Раймондс Салминьш.
Антюфеев считается главным человеком, который выстроил систему репрессивных органов Приднестровья, его спецслужбы, долгие годы занимал должность министра внутренних дел этой территории. Это как Северная Корея в Восточной Европе, так ситуацию в Приднестровье описывает молдавский журналист-расследователь Владимир Торик.
В программе он рассказывает: «Владимир Антюфеев… Мы знаем, что он бежал из Латвии в Молдову и руководил сепаратистским движением в восточных районах Молдовы, в Приднестровье. И несколько десятилетий в Приднестровье, де-юре входящем в состав Молдавии, на этой сепаратистской территории Антюфеев возглавлял приднестровский КГБ.
ОН БЫЛ ГЛАВНЫМ чекистом И ГЛАВНЫМ политическим ПОЛИЦЕЙСКИМ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ.
Он занимался всем. Он руководил уничтожением оппозиции».
Группа молдавских журналистов-расследователей RISE обнаружила людей из российских спецслужб, которые вербуют сторонников в Молдове и пытаются тайно влиять на парламентские и президентские выборы. До 2014 года одним из таких влиятельных игроков был Антюфеев из рижского ОМОНа. Но незадолго до того, как Россия захватила Крым, на этой тогда еще подконтрольной Украине территории появляется Антюфеев. Позже Антюфеев публично рассказывает, как с его помощью был оккупирован Крым. Через несколько месяцев Антюфеева отправляют наводить порядок на Донбассе.
В видеочате RISE, показанного на TV3, он заявляет: «Я являюсь заместителем председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики. Меня зовут Антюфеев Владимир Юрьевич».
Три месяца спустя после начала антитеррористической операции против сепаратистов на востоке Украины, 10 июля 2014 года, в самопровозглашенной «Донецкой республике» Владимир Антюфеев был назначен вице-премьером, знающим «власть блока». После того, как приднестровский чекист проработал неделю, на подконтрольной ему территории под Донецком был сбит малайзийский пассажирский Боинг. В результате трагедии погибло 298 человек.
Сам донецкий «генерал» свою причастность к катастрофе отрицает (цитата из видео): «Ни я, ни мои соратники не являемся сотрудниками ФСБ. Боинг не сбивали ни представители ДНР, ни представители вооруженных сил России».
В программе напоминается, что Россия использует Приднестровье, чтобы помешать Молдове вступить в Евросоюз, поскольку такой замороженный конфликт не позволяет четко определить границы Молдовы. В начале войны в Украине были опасения, что Путин планирует проводить операции с участием частей российской армии, остававшихся в Приднестровье с 1990-х годов. В апреле прошлого года было совершено несколько провокаций. Скорее всего, для того, чтобы создать почву для прихода России и «наведения порядка». Трое мужчин из гранатометов обстреляли здание приднестровской спецслужбы.
После всего произошедшего журналистам удалось отследить и то, как Антюфеев регулярно въезжал в Украину по поддельному паспорту до 2014 года и летал из Одессы в Москву, и то, как он перемещался по Украине на дипломатическом транспорте. Молдавские журналисты говорят:
если бы его украинцы вовремя нейтрализовали, это могло бы повлиять на то, что произошло потом в Крыму и на Донбассе.
Владимир Торик: «На данный момент Антюфеев считается как минимум неформальным главой приднестровских спецслужб. И у нас есть данные, что Антюфеев общается с приднестровскими спецслужбами, а также с пятым управлением ФСБ, которое является куратором, в том числе в Молдавии. У нас на руках имеются «биллинги» [списки звонков] некоторых руководителей ФСБ. Среди них есть также [..] Георгий Гришаев, [..] генерал пятого управления ФСБ, который регулярно созванивается с Антюфеевым».
Еще восемь лет назад СМИ Латвии сообщали, что Антюфеев, бывший омоновец, объявлен нашей страной в международный розыск. Однако, как подтвердила Генеральная прокуратура, в настоящее время Латвия больше не ищет этого человека, поскольку, по словам пресс-секретаря учреждения, «такого предложения от стороны, ведущей процесс, не поступало».
Министр юстиции Инесе Либиня-Эгнере считает, что Латвия должна позаботиться о том, чтобы такие люди, как Антюфеев, до конца жизни находились во всех розыскных списках:
«Конечно, мы можем прекрасно помнить память о баррикаде и благодарить тех людей, которые защищали свободу, проливали кровь. Но если мы действительно средствами правового государства не укажем тем, кто совершил это преступление, то мы действительно будем требовать их ответственности через суд. Тогда это только эмоциональные слова, а не действия. И поэтому единственный ответ на это – да.
Конкретно сейчас? Включили ли или нет правоохранительные органы конкретное лицо в эти розыскные списки, я не могу комментировать, поскольку заранее мне не была известна данная информация, и я не могу ответить вам на этот вопрос. Но я бы очень попросила вас обратиться к ним и обговорить это, и, во всяком случае, я могла бы также задать им этот вопрос со своей стороны. Но мой короткий ответ – да, это наш долг и ответственность, и это также четко исходит из Конституции».
За эти годы в Латвии были осуждены омоновцы, которые являлись исполнителями приказов. Гораздо активнее действует Литва, которая до сих пор ищет омоновцев. Также пытается привлечь к ответственности за содеянное, чем вызывает резкое осуждение со стороны России, Nekā Personīga напоминает.
Семь лет назад тогдашний генеральный прокурор Эрикс Калнмайерс публично заявил, что преследовать омоновцев в Латвии больше невозможно. Поскольку в Литве эти преступления расценивались как геноцид, то они не имеют срока давности. Однако в Латвии применение насилия расценивается как государственная измена и злоупотребление служебным положением.
Читайте также: В Словении по подозрению в шпионаже задержаны двое