«Президент страны не может быть идейным исполнителем идей одной партии», — считает судья Суда Европейского союза Эгилс Левитс. Он добавил, что по этой причине трудно найти президента, который бы стопроцентно соответствовал пожеланиям всех партий. «У президента страны должны быть интеллектуальный потенциал и авторитет, чтобы убеждать политиков партии в том, что может быть общегосударственными интересами», — говорит в интервью BNN пока единственный публично обсуждавшийся в коалиции потенциальный кандидат на пост президента.
Открытое голосование, чтобы избежать политического торга
2019 год запомнится тем, что в Латвии будет открыто избранный президент. И Левитс называет это ростом. «Из конституционной системы следует, что президент страны должен быть открыто избранным, чтобы граждане видели, какие партии, какие депутаты голосовали «за», а какие – «против», ведь избрание президента страны – это все-таки важное событие в жизни страны и не должно происходить тайно», — поясняет он.
На просьбу BNN прокомментировать то, что раньше выборы президента были «тайные», а также существовала практика торга за голоса, Левитс ответил: «Раньше так и было. Не думаю, что это пример очень хорошей политической культуры. Но это и не недемократично: предыдущие президенты тоже избирались по демократическому порядку, легитимация не вызывает сомнений. Однако у политической культуры разные уровни, и они [открытые выборы] станут новым уровнем».
Говоря о правительственных переговорах и поддержке, Левитс подчеркивает, что важно, чтобы у коалиции был общий кандидат, да и оппозиция может участвовать в поиске этого общего кандидата. В противном случае у каждой партии свой кандидат и ведется «политический торг: должность президента страны меняется на другие должности».
«Это неправильно. С точки зрения государства, хорошо, что есть общий кандидат. Хорошо, что есть такой кандидат, которого хотя бы часть оппозиции может поддержать», — говорит Левитс.
«Коррупция в демократии – как рак, метастазы, которые надо вырезать»
По поводу скандалов и ситуации, в которой сейчас оказалась Латвия, в том числе по поводу риска попасть в «серый» список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Левитс говорит: «Это, разумеется, халатность. Не верю, что такие суммы, шедшие через Латвию, были настолько скрытыми, что их никто не замечал. В это как-то не особо верится. Скорее всего, некоторую выгоду поимели и банки, и другие люди, и на это закрывали глаза». По его мнению, сейчас на Латвию смотрят строже. «Эту [коррупционную] систему надо ликвидировать, и, как я понимаю, правительство Латвии тоже твердо намерено перекрыть этот «кран» грязных денег».
Также Левитс считает, что в редких случаях экономические преступления могут совершаться без подкупа должностных лиц. «Поэтому они, разумеется, тесно связаны между собой. Должен сказать, что коррупция в демократии – как рак, метастазы, которые надо вырезать», — уверен он.
Левитс добавил: «Важно, чтобы у прокуратуры была некоторая ответственность за эффективность борьбы с преступностью. Ни один государственный орган не должен работать в таком режиме, что ни перед кем ни за что не отвечает. Мы можем работать быстрее или медленнее, это наше дело, каким образом это осуществляется или будет осуществляться, это зависит от конкретных решений. Но должен быть кто-то, какое-то должностное лицо, которое будет отвечать за эффективную борьбу с преступностью на всех уровнях».
Судебные процессы с политиками длятся дольше?
Левитс отмечает, что финансовые преступления, отмывание денег здóрово подрывают престиж Латвии. При этом он подчеркнул, что «Латвия – правовое государство. Это я заявляю с полной ответственностью и могу обосновать тем, что мы находимся в Евросоюзе», и добавил, что в Евросоюзе не может находиться неправовое государство. «В таком случае нас либо не приняли бы в 2004 году, либо подвергли санкциям», — назвал последствия Левитс.
На вопрос: «Разве суды не рассматривают дольше дела, в которых фигурируют именно должностные лица?» — Левитс ответил, что не во всех, но во многих случаях такую корреляцию можно заметить. «Это так, и это неправильно. Решения этой проблемы есть. Там необходима политическая воля. Новое правительство пришло с лозунгом «Бескомпромиссное верховенство права», и я это бескомпромиссно поддерживаю», — заявил он.
По его мнению, в Латвии «такого прямого политического влияния на суды нет». «Наши суды, в принципе, независимые. Есть процессуальные трюки, к которым можно прибегнуть. Хорошие адвокаты пользуются ими в интересах своих богатых клиентов и, наверное, в интересах политиков. Эти трюки небольшие, неюристы их могут и не заметить невооруженным глазом. Их надо искоренять, чтобы все дела рассматривались в разумные сроки», — говорит он.
Левитс добавил, что в 99% случаев так и происходит, но есть и «эти громкие дела, о которых пишет пресса», которые долго рассматриваются, и это неприемлемо. Это, в свою очередь, создает впечатление, будто судебная система Латвии работает недостаточно хорошо, говорит Левитс.
По мнению Левитса, этот отрицательный пример можно полностью искоренить. «Как я понимаю, наше правительство намерено это сделать», — добавил он.
«Главная задача президента страны – видеть страну целиком, как картину»
Левитс видит две главные задачи правительства – ликвидировать правовые недочеты и усовершенствовать образование и науку, так как именно эти области, по его мнению, являются «мотором» развития и отражаются на материальном благополучии всех.
«Главная задача президента страны – видеть страну целиком, как картину, с различными деталями, моментами, которые на ней отображены, а также видеть общее благо государства», — сказал Левитс и напомнил, что понятие «общее благо государства» включено в Конституцию, во введение.
Он добавил, что партии при демократии смотрят на государство и на общее благо государства со своей идейной точки зрения, что хорошо и абсолютно правильно, а президент – это «тот орган в нашем государстве, который должен уметь видеть государство целиком и замечать общее благо, несмотря на интересы партий и их идейные установки».
Возможность внести вклад, чтобы оказаться среди наиболее развитых стран мира
«Мне бы хотелось видеть Латвию демократическим, современным государством, у которого по многим сегодняшним вопросам имеются современные, эффективные, толковые, нормальные и ориентированные на людей решения. И это касается и экономики, и культуры, и общества как такого, но особенно образования», — сказал Левитс.
По его мнению, то, что мы сделали за тридцать лет независимость, «в большей мере солидно», но Латвии надо бы установить новую планку – как стать современным государством.
К тому же Латвии, по мнению Левитса, это проще сделать, чем крупным странам с 50 млн или 100 млн жителей. «Я бы сказал, что в будущем мы могли бы стать в некотором роде «полигоном для испытаний», чтобы смотреть, как решать новые проблемы, связанные с дигитализацией, трансформацией общества. Это те вопросы, о которых мы до сих пор мало думали, но которые будут становиться все важнее не только для нас, но и для Европы и всего мира», — пояснил он.
«Я думаю, что мы можем внести свой вклад, чтобы оказаться среди наиболее развитых стран мира. В этом смысле не требуется больших инвестиций, если так можно выразиться, «в железо». Тут нужны инвестиции в людей, чтобы повышать потенциал людей, то есть в образование, науку. Это те области, которые могут развивать наше государство дальше и даже очень быстро», — считает Левитс.