Через полчаса после избрания президентом Латвии судья Суда Европейского союза Эгилс Левитс встретился с журналистами и ответил вопросы, связанные с политикой, законодательством и дальнейшей жизнью первого лица Латвии.
Левитс говорил о повышении планки этики, о роли президента в законодательстве и о своей готовности жить в Юрмальской резиденции.
О событиях в политике
Журналисты попросили Левитса прокомментировать результаты выборов в Европейский парламент, а также то, что многие лидеры выборов в 13-й Сейм показали слабые результаты. По мнению новоизбранного главы государства, выборы в Европейский парламент и в Сейм нельзя сравнивать. Также и выбор еврокомиссара — задача правительства.
Говоря о горячей теме последней недели — оценке соответствия генерального прокурора Эрика Калнмейерса занимаемой должности, — Левитс признался, что согласился встретиться с министром юстиции Янисом Бордансом (Новая консервативная партия), однако, это, скорее всего, произойдет после инаугурации президента. Он подчеркнул, что не видел сообщения Министерства юстиции о Калнмейерсе, поэтому не может подробнее прокомментировать данный вопрос.
Левитс также указал, что в стране уже существует правовой механизм оценки деятельности генерального прокурора. Комментируя борьбу с коррупцией, Левитс отметил, что лицо может быть признано виновным лишь после обвинительного приговора, однако в тех случаях, когда возникает серьезная тень сомнений, этика потребовала бы уйти из публичной среды. Сейчас данная этическая планка не слишком высока — ее следовало бы поднять, считает Левитс.
Законодательство
Левитс не прокомментировал вопрос о том, с какими законодательными предложениями он планирует выступить, отметив, что сообщит об этом во время инаугурации. При этом он подчеркнул, что президент не имеет законодательной инициативы, а об изменениях законов необходимо дискутировать с партиями.
Новоизбранный президент также подчеркнул, что в латышскую нацию входят и соотечественники, проживающие за границей. Поскольку теперь появился закон «О диаспоре», важно устранить преграды, чтобы эти люди могли вернуться в Латвию.
Определенное число латышей всегда будет оставаться за границей, но необходимо облегчить им путь обратно в Латвию и улучшить внутреннюю миграцию. В качестве примера Левитс упомянул, что, например, переезд из Латгалии в Ригу не проще переезда в Бирмингем.
Левитс пояснил, что не поддерживает инициативу о народном избрании президента. По его мнению, глава государства, избранный парламентом, может объективнее увидеть недостатки законодательства и устранить их.
Свое избрание Левитс считает демократическим. Открытое голосование сократило возможность сговора или ситуации, когда депутаты говорят одно, а делают другое.
Новая жизнь президента
Журналисты отметили, что свою речь после избрания он зачитывал с листа, на что глава государства ответил, что подготовил речь заранее, но, если бы его не избрали, он обратился бы к людям спонтанно.
Приняв приглашение радиостанции Baltcom, Левитс отметил, что немного владеет русским языком, но в Латвии будет говорить на государственном языке.
Левитс также подтвердил, что готов перебраться в Юрмальскую резиденцию, если это предусмотрено законом. Его супруга, работающая за границей гинекологом, постепенно закончит работу и переедет в Латвию, где сможет продолжить деятельность в своей отрасли.
Левитс сообщил, что его советникам по вопросам коммуникации согласилась стать Айва Розенберга, которая работала с Вайрой Вике-Фрейбергой. Говоря об остальных работниках канцелярии президент признал, что идеи есть, но еще не со всеми потенциальными претендентами удалось их обсудить.