«Я очень хорошо понимаю беспокойство латышей, связанное с присвоением русскому языку статуса второго государственного, но латыши должны понять и наше беспокойство. Это наш родной язык, к тому же такое решение – единственный путь к диалогу между латышами и русскими», – сказал в интервью агентству новостей BNN один из основателей общества «Родной язык» Владимир Линдерман.
«Мы выступаем против концепции, что только латыши являются хозяевами этой земли, а остальные – это гости. Да, возможно, такой сбор подписей является радикализмом, но сейчас это единственный возможный путь. Мы хотим доказать, что русский язык в Латвии не чужой», – сказал Линдерман, комментируя начатый 1 ноября сбор подписей в поддержку русского языка как второго государственного в Латвии.
Он уверен, что есть много латышей, которые поддерживают диалог между людьми латышской и русской национальности, к тому же, он считает, что половина латышей хотели, чтобы объединение «Центр согласия» (ЦС) попало в правительство.
На вопрос, не вызовет ли это ситуацию, в которой у русских уменьшится стимул учить латышский язык, представитель общества «Родной язык» сказал, что это совсем другая проблема. «Надо искать другие пути, как стимулировать русских учить латышский язык, и, по-моему, если этот диалог наладится, тогда и появятся стимулы для изучения языка. Я тоже выучил латышский язык не потому, что 4 статья Конституции определяет латышский язык как государственный, а потому что понимаю: учитывая, что большинство жителей Латвии говорят по-латышски, мне надо знать его, чтобы свободно общаться», – сказал Линдерман.
В интервью программе Латвийского телевидения Labrīt, Latvija! он также заявил, что русский язык в Латвии был всегда, его не привезли сюда на танках. При этом Линдерман отметил, что сбор подписей осложняет заявление лидера ЦС Нила Ушакова о том, что он не поддерживает эту акцию. Ушаков очень популярен среди русских, а поэтому, если бы ЦС поддержал бы сбор подписей, получить необходимую поддержку избирателей не составило бы труда.
В интервью агентству BNN Линдерман пояснил, что позиция ЦС оградиться от сбора подписей за русский язык как за второй государственный, не игра, а открытое и честное выражение мнения лидера объединения Нила Ушакова, несмотря на то, что в рядах ЦС есть люди, чье мнение по этому вопросу отличается от позиции мэра. На вопрос, как скоро удастся собрать необходимое количество подписей, Линдерман ответил уклончиво. Учитывая, что он сам участвует в этом процессе, он не хочет ничего прогнозировать.
Сбор подписей за законопроект, который предусматривает внести в статьи Конституции Nr. 4, 18, 21, 101 и 104 условия о русском языке как втором государственном, пройдет с 1 по 30 ноября. Линдерман считает, что удастся собрать 170 000 – 180 000 подписей.
В интервью газете «Телеграф» Линдерман сообщил о своих планах стартовать на выборах в самоуправления. Свое решение он объяснил убеждением, что ЦС не та партия, которая может защищать интересы русскоговорящих. До середины 2012 года ему предстоит принять решение либо создать объединение вместе с лидером Партии Осипова Евгением Осиповым, либо выступить отдельным списком. И хотя Линдерман утверждает, что никогда не скрывал своего желания участвовать в политических процессах, попадание в Сейм или Рижскую думу для него не главная цель. Однако жизнь показывает, что без участия в политике реализовать многие идеи невозможно.
В понедельник, 31 октября, Административный районный суд удовлетворил иск Линдермана, поручив Управлению по делам гражданства и миграции (УДГМ) рассмотреть его заявление на получение гражданства. Данное решение еще может быть оспорено в Административном окружном суде в течение 20 дней.
«У меня были большие сомнения насчет того, удастся ли мне победить, но это победа. Есть еще вариант, что УДГМ оспорит это решение, но я думаю, что раз я победил в первой инстанции, смогу победить и в следующих», – сказал Линдерман агентству новостей BNN, добавив также, что обязательно еще раз подаст все документы, необходимые для процесса натурализации. Он надеется, что ему удастся сдать экзамен.
Линдерман попросил суд отменить решение УДГМ об отказе рассматривать его заявление на натурализацию и обязать Управление рассмотреть его заявление, сообщает LETA.
УДГМ, в свою очередь, обосновало свой отказ нормой закона, которая определяет, что гражданство Латвии в порядке натурализации могут получить лица, зарегистрированные в Регистре жителей, и для которых на момент подачи заявления в течение пяти лет постоянным местом жительства была Латвия.
Мнение УДГМ по этому вопросу не изменилось и после решения суда. Как рассказал агентству LETA руководитель отдела по связям с общественностью УДГМ Андрей Рябцев, отказывая Линдерману в рассмотрении заявления, УДГМ руководствовалось тем, что в течение последних пяти лет Латвия не была его постоянным местом жительства. А Закон о гражданстве определяет, что получить гражданство в порядке натурализации могут только те лица, которые на момент подачи документов прожили в Латвии хотя бы пять лет.
«В данном случае начать процесс натурализации было невозможно, потому что в 2000 году упомянутое лицо выписалось из Латвии и некоторое время проживало в России, а повторно выбрало Латвию своим постоянным местом жительства лишь в 2009 году. Это означает, что на момент подачи документов, человек прожил в Латвии чуть больше года, что автоматически исключает его из списка кандидатов на гражданство», – сказал Рябцев.
Линдерман, известный также по кличке Абель, в феврале 2008 года был задержан в столице России. Измайловский районный суд Москвы постановил депортировать Линдермана из страны, поскольку он нарушил визовый режим, а именно – продолжительное время находился на территории России не имея соответствующих документов.
В Латвию Линдерман был депортирован 19 марта 2008 года, где был арестован за призывы к насильственному свержению государственного строя Латвии.
Ref: 102.000.102.088
20 лет дискриминации и языковой инквизиции, по отношению к тем для кого латышский язык не является родным, не сделали Латвию процветающей страной.Население страны сократилось.И почему-то те для кого Латвия единственное место в мире,где они могут говорить на латышском языке,бегут из страны первыми.Русский язык существует на территории Латвии не одну сотню лет де факто, так почему не признать это де юре ? Нет в этом никакой угрозы латышскому языку.