Латвия положительно выделяется на фоне других городов ЕС своими рекламами. Особенно завидуют нам наши южные соседи — литовцы. Эстонцы пока изучают, что и как мы делаем. Несмотря на урезанное финансирование, на рекламные кампании Латвии за рубежом планируется потратить полтора миллиона латов, в интервью бизнес-порталу BNN.LV сообщил директор Рижского Бюро развития туризма (RTAB) Гастонс Нейманис.
Охотно ли депутаты Думы в столь напряженной финансовой ситуации голосуют за бюджет RTAB?
Мы объединились с бывшим Рижским Центром координации туризма. В думе наши интересы представляют члены правления. Лоббируем. Проходим все обычные процедуры присвоения бюджета. Несмотря на то, то в этом году наш бюджет был урезан, мы выделяемся своими рекламами на фоне остальных городов ЕС. Особенно завидуют нам наши южные соседи — литовцы. Эстонцы пока изучают, что и как мы делаем. Наши мероприятия не остались без внимания. Перед нами стоит непростая задача: сохранить темпы популяризации Латвии при урезанном финансировании. В этом году на рекламные компании за рубежом мы потратим полтора миллиона латов. С восстановлением экономики ЕС ничего не становится дешевле. Пробуем как туристическая маркетинговая организация работать умнее — кооперируемся с компанией Tallink. Так, у нас есть возможности размещения рекламы по их ценам в шведских СМИ (в прессе на 30% дешевле). В каждой стране мы работаем не с одним, а с тремя специализированными посредническими предприятиями по размещению рекламы, чтобы получить лучшие цены. Так мы сами не организуем ни одно из Рижских мероприятий, у нас хватает мощностей их «упаковать» и популяризировать.
Окупаются ли инвестиции в подобные кампании?
Основываясь на данные за прошлый год — Ригу посетили на 15 процентов туристов больше. Прирост составил 100 000 человек. По неофициальной информации один российский турист в среднем оставляет здесь 400-500 евро. По данным сухой статистики, минимальные расходы иностранного туриста — 51 лат. Это значит, что рижские предприниматели дополнительно получили более пяти миллионов латов. Треть доходов Рижского самоуправления составляет сектор услуг. В прошлом году на содержание нашего офиса, рекламные кампании и визиты зарубежных журналистов мы потратили около двух миллионов латов. Так что это полностью окупается. Два фильма — о Рождественской елочке и «10 идей о том, что делать в Риге» получили международные награды на фестивалях туристических фильмов. С помощью проекта LIVE RĪGA мы доказали, что не являемся запуганными или консервативными. Весенне-летнюю кампанию этого года проводим одновременно в десяти странах. Хорошая новость — профессиональные западные операторы сами изъявляют желание продавать Ригу как востребованный маршрут.
Осознаете ли вы ошибки первых дней этого года, когда туристы столкнулись с закрытыми кафе, магазинами и музеями?
На конец 2011 года мы будем существовать лишь полтора года, однако ситуация заметно улучшилась. Вера в то, что страну и столицу стоит рекламировать, выросла. На Рождество и Новый год число гостей из стран СНГ было значительным. В этом году удвоился запрос на визы от жителей Украины. Мы согласовали дальнейшие мероприятия с Ассоциацией гостиниц и ресторанов, а также с Латвийской ассоциацией торговцев. В 2010 году нам удалось превысить пик числа туристов, который был в 2008 году. Фестиваль Staro Rīga непременно будет включен в комплекс мероприятий, которыми будем хвастаться за рубежом. Это один из залогов привлекательности Риги. Владельцы гостиниц поняли, что не стоит самим проводить кампании, если мы обеспечиваем всеобъемлющую и массивную кампанию в соседние страны, в Скандинавию, Россиию и Германию. Партнеры получают выгоду и от визитов зарубежных журналистов.
Не рановато ли запускать MEET RĪGA, если возле аэропорта еще не начато строительство международного выставочного центра?
Мы не позаботились о том, чтобы в столице каждые выходные проходило какое-либо международное мероприятие. Заполняемость гостиниц недостаточна. Не стоит бежать впереди паровоза. Впечатление о том, что Рига выпала из сегмента конференц-туризма — неверное. Я считаю, что от нашего участия в международных выставках, количество корпоративных клиентов увеличится. Конечно, в этом году нам не удастся заполучить ни одно большое мероприятие, потому как это происходит на конкурсной основе. Предпринимателей Турции в Ригу привлекает как ночная жизнь, подледный лов зимой, а также поездки на квадрациклах по берегу Лиелупе летом. Однако строгий визовый режим тормозит сотрудничество с турками.
Рига по-прежнему востребована устроителями мальчишников — британцами. Почему мы не можем освободится от имиджа «земли дешевых девочек»?
Об этом больше всего беспокоимся мы сами. Этот имидж мы специально не рекламируем и не развиваем — это ясно. Наплыв туристов из Великобритании и Ирландии все же спал. Раньше они считали, что в Риге можно беспрепятственно дебоширить. Однако наша полиция поставила их на место, дав понять, что здесь цивилизованная страна. Рига — третий крупнейший мегаполис после Санкт-Петербурга и Стокгольма, поэтому ночная жизнь здесь бьет ключом. Здесь довольно много интеллигентных мест на различные музыкальные вкусы. Мы не рекламируем и на портале liveriga.com не размещаем информацию о гостиницах с сомнительной репутацией, консультируемся с туристической полицией. Это нормально, что туристы в незнакомом городе не ложатся спать в 22.00 и отпускают тормоза. Разве мы — латвийцы в другой стране ведем себя иначе?
Если цены на авиатопливо и авиабилеты постепенно растут, не потеряет ли Рига часть не очень состоятельных туристов?
Для того, чтобы поддержать пассажиропоток, резкого повышения цен не будет. Рига с разумными местными расценками все равно останется очень привлекательным городом. В основном к нам прилетают транзитные пассажиры, которые считаются с общими расходами на несколько пересадок. Гостиницам не стоит часто прибегать к демпингу, потому что туристы едут туда, где хорошо. И тогда цена за номер отходит на второй план.
Как вы перехватываете туристов предложениями LIVE RĪGA?
Посредством крупных национальных СМИ, их воскресных приложений. Далее следует реклама outdoor, которая в этом году будет запущена дважды. Также в журналах авиакомпаний Ryanair и airBaltic, у российских авиакомпаний, в журнале Latvijas Dzelzceļš – Railway Outlook, в буклетах Tallink. Рижский аэропорт стал пропускать много транзитных пассажиров, поэму мы разместим там свою рекламу, чтобы те, кто у нас «проездом», пересмотрели свои планы на следующие выходные.