В четверг, 17 февраля, в рабочей группе по усовершенствованию оплаты труда педагогов не было достигнуто соглашение о выравнивании почасовой ставки педагогов дошкольных учреждений, поэтому Латвийский профсоюз работников образования и науки (LIZDA) планирует провести акции протеста, после встречи сообщила председатель LIZDA Инга Ванага.
Однако члены рабочей группы выразили надежду, что в течение месяца, то есть до 17 марта, удастся достичь договоренности о выравнивании зарплат педагогов дошкольных учреждений.
Заместитель директора Департамента образования Министерства образования и науки (МОН) в области статистики образования и финансового планирования Даце Калсоне отметила, что МОН предлагает уравнять минимальную почасовую ставку месячной заработной платы педагогов дошкольных учреждений с минимальной почасовой ставкой месячной зарплаты педагогов общеобразовательных школ, а именно, постепенно сделать ее 10,35 евро до 2026/2027 года, таким образом фискальное воздействие на бюджет не будет так сильно ощутимо. По мнению МОН, ежегодно запрашивать у правительства дополнительные 10 млн евро на увеличение заработной платы педагогам дошкольных учреждений будет слишком большим бременем для государственного бюджета.
Председатель LIZDA пояснила, что уже с этого года 1 сентября неравенство зарплат учителей дошкольных учреждений повысится на 0,12 евро в час и такая тенденция будет наблюдаться и в последующие годы.
Также LIZDA выступает против того, что МОН в качестве базы оплаты труда использует данные о средней заработной плате населения с высшим образованием за 2018 год, которые увеличились на 8,4%, как это указано в Основных указаниях развития образования. LIZDA указывает, что необходимо использовать данные, начиная с 2020 года.
И Ванага, и советник Союза самоуправлений по вопросам образования и культуры Инара Дундуре признают, что состоявшееся в четверг заседание рабочей группы было имитацией деятельности, в которой не ищут решений на те проблемы, которые сейчас являются актуальными для отрасли. «Если рабочая группа планирует просто обмениваться мнениями, то это пустая трата времени», – раскритиковала происходящее Дундуре.
Как сообщалось, задачей рабочей группы является разработка предложений по повышению заработной платы учителей и сбалансированию нагрузки педагогов с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2027 года.
На первом заседании рабочей группы по улучшению заработной платы учителей был согласован план повышения заработной платы учителей на 8,4%, что было бы более высоким стремлением, чем прогноз увеличения средней заработной платы на 5%, проинформировал руководитель рабочей группы, советник министра образования и науки Аниты Муйжниеце (НКП) Янис Клаузе.
В то же время советник Муйжниеце Янис Озолс (НКП) уточнил, что рабочая группа не работает с моделью расчета заработной платы педагогов Skolēns pašvaldībā, утвержденной правительством 21 декабря прошлого года. На эту цель не предусмотрено создание отдельной рабочей группы и данная модель будет обсуждаться в этой рабочей группе.
Клаузе указал, что заработную плату учителей нельзя рассматривать отдельно от нагрузки педагогов, однако признал, что, если два вопроса рассматривать вместе, «процесс повышение заработной платы затянется и она не будет повышена, пока мы не договоримся о совместной работе». Соответственно сначала надо согласовать повышение нынешней нагрузки, и только потом можно будет обсудить оптимизацию распределения нагрузок.
При этом, председатель LIZDA Инга Ванага выступила против того, что повышение заработной платы педагогов невозможно без сбалансированной нагрузки.
«Если мы хотим поощрять качество, доступность, решать проблемы с вакансиями, мотивировать тех, кто работает сегодня и давать позитивные сигналы будущим специалистам, это всё должно осуществляться в тандеме и в нем должны быть задействованы все педагоги», – подчеркнула Ванага.
В настоящее время почасовая рабочая ставка разная у педагогов дошкольных, основных и общеобразовательных учреждений.
Планируется, что уже летом будет составлен промежуточный отчет предложений рабочей группы, а окончательный отчет планируется предоставить до 31 декабря этого года.
В состав рабочей группы входят МОН, Министерство культуры, а также социальные партнеры и партнера по сотрудничеству – Латвийский союз самоуправлений, LIZDA, Латвийская ассоциация руководителей образования, а также руководители городских и муниципальных управлений образования.