Правление Рижского свободного порта не освободило от должности управляющего Леонида Логинова. На сегодняшнем заседании «за» проголосовали только четыре государственных представителя, а для принятия решения необходимо пять голосов «за».
Как известно, стивидорная компания Riga Coal Terminal — потенциальный арендатор острова Криеву — написала правительству письмо, в котором указала, что из-за неудачной реализации проекта острова Криеву Рижский свободный порт может потерять половину грузов и средства из фондов Евросоюза на сумму почти 100 миллионов евро.
В адресованном правительству письме, которое подписал председатель правления компании Райвис Вецкаганс, говорится, что строительство инфраструктуры на острове доказало, что проект реализуется непрофессионально и безответственно, с риском потерять средства из еврофондов и грузы в Рижском порту.
Стоить отметить, что Вецкаганс знаком с обвиняемым в тяжких преступлениях мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом. Так, например, он занимал должности в связанных с Лембергсом компаниях: на производстве Bio-Venta, которое опосредованно принадлежит детям Лембергса, и в АО «Латвийское пароходство», когда его еще контролировал олигарх. Поэтому возникает логичный вопрос: что Логинов «сделал» Лембергсу, если последний, используя человека из своего круга, сейчас пытается добиться его отстранения от должности в Рижском свободном порту.
Председатель правления Андрис Америкс пояснил, что сегодня его ничего не убедило в том, что за три недели до выборов и через три недели после того, как министр сообщения Анрийс Матисс посетил остров Криеву, нужно отстранять управляющего и что это будет стимулировать переезд стивидоров на остров Криеву. Политические игры со столь важным для экономики предприятием — это безумие. Один из стивидоров — on line Strek — подписал все документы и готов перебраться на остров Криеву. Со вторым стивидором – Rīgas centrālais termināls (RCT) – нужно договориться до 30 сентября.
Кстати, в 2007 году главным акционером RCT стало ООО Rīgas Tirdzniecības osta (RTO), которое, как уверены следователи, через фирмы-посредники тайно принадлежит трем латвийским олигархам — Айнарсу Шлесерсу, Андрису Шкеле и Айварсу Лембергсу.
Он отметил, что если до 30 сентября не удастся договориться, тогда будет включен план «Б» — интересы жителей будут важнее перевалки грузов. «Тогда будут предприняты все действия, чтобы в центре Риги не происходила перевалка грузов. Грузы не принадлежат никому, и это означает, что остров Криеву станет тем местом, где будут осуществляться грузовые операции. Остается только один вопрос: кто этим будет заниматься?» — говорит Америкс. В разработанном портом плане действий, который оказался в распоряжении агентства LETA, указано, что для достижения целей проекта острова Криеву предусмотрено, что в случае неудачных переговоров планируется проинформировать Рижский центральный терминал о возможном ограничении права на перевозку грузов по воде. В плане также отмечено, что еще будет проверяться законность и необходимость таких ограничений.
Председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс ранее уже отмечал, что заявление с просьбой об увольнении Логинова он получил через две недели после того, как вместе с министром сообщения проверили ход на работ на острове Криеву, где смогли удостовериться, что работы идут по графику.
Америкс сказал, что «вряд ли за две недели ход проекта мог так измениться». На заседании, которое состоится в среду, он выслушает аргументы, которые могли бы свидетельствовать о непрофессионализме Логинова и нарушении сроков выполнения проекта. А после этого Америкс будет решать: увольнять Логинова или нет. Америкс добавил, что хочет избежать любого политического давления или интересов перед выборами в Сейм, и поэтому исключит влияние политических сил на принятие решения.
Между тем после сегодняшнего заседания правления представитель Министерства сообщения в правлении порта Джинета Иннуса подала заявление об уходе.
Минсообщения рассказало порталу BNN, что пригласит правоохранительные органы оценить личную ответственность членов правления Рижского свободного порта. «В нынешней ситуации под угрозой и успешная реализация проекта острова Криеву, и половина объемов грузов Рижского свободного порта». Проект острова Криеву реализуется в интересах развития порта и жителей Риги и Латвии», — отметили в Минсообщения.
BNN уже писал, что компания Riga Coal Terminal написала в письме и то, что порт не исполнил обязательство по договору: строительство и сдача в эксплуатацию портового терминала с соответствующей инфраструктурой, чтобы можно было осуществлять включенные в бизнес-план грузовые операции. Уже более семи с половиной лет от управления не поступал ни один акт приема-сдачи этапов работ. Порт самостоятельно принимал решения об объектах и инфраструктуре, которые будут построены. Представителей компании не допускают к мероприятиям по техническому надзору за строительством, они лишены доступа к объектам аренды на острове Криеву.
Для того чтобы масштабный проект острова Криеву можно было завершить во время, Рижский порт должен договориться со стивидорными компаниями Rīgas Centrālais termināls (RCT) и Strek, которые до декабря 2016 года должны будут перенести обслуживание грузов из центра Риги на остров Криеву.
Решение о переносе порта из центра города на остров Криеву депутаты Рижской думы приняли летом 2009 года. В 2012 году победителем конкурса по развитию инфраструктуры стала компания BMGS S, которая предложила реализовать проект за 88,71 млн латов (126,22 млн евро).
В ходе проекта в акватории Даугавы планируется построить четыре мультифункциональных причала для сыпучих грузов. По заключенному с предпринимателями договору порт в свое время обещал построить 8 причалов.
Как известно, в правлении порта работают четыре государственных представителя: заместитель председателя правления — представитель Минсообщения Джинета Иннуса и члены правления — представитель Министерства охраны окружающей среды и регионального развития Роландс Артурс Бебрис, представитель Минфина Байба Бане и представитель Минэкономики Гиртс Грейшкалнс. В составе правления есть и четыре представителя Рижской думы: председатель правления Андрис Америкс и члены правления Иварс Яковелс, Михаил Каменецкий и Нил Ушаков.
В должности управляющего порта Логинов работает с 1998 года.
Ref: 102.112.112.1309