Осуждение и критика от экспертов и премьера Лаймдоты Страуюмы в адрес бывшего министра путей сообщения Анрийса Матисса по поводу ситуации вокруг авиакомпании airBaltic наводят на мысль: либо бывший министр некомпетентен, либо сознательно действует в интересах кого-то другого, но не государства.
Интересы Лембергса
Споры о принадлежности акций авиакомпании airBaltic возникли тогда, как владельцем 49% стал Бертольд Флик. Позднее появились предположения, что за спиной у Флика скрываются Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс, а интерес к авиакомпании проявил и Айварс Лембергс.
«В 2011 году государство отняло у Флика авиакомпанию. Последовали иски в суд. Связанные с предпринимателем Андрисом Шкеле предприниматели хотели получить право собственности на 46% акций авиакомпании. Флик обратился к правительству с претензией о нарушении его прав как иностранного инвестора. Сейчас государству удалось договориться со всеми сторонами о мировом соглашении. Сделка завершится в ноябре, когда государство заплатит истцам — предпринимателям, связанным со Шкеле, — 9 млн евро», — сообщала телепередача Nekā personīga (TV3) в конце сентября. Как известно, попытки продать airBaltic длятся уже четыре года. По словам должностных лиц из Министерства путей сообщения, продать не удается из-за того, что авиакомпания вовлечена в несколько судебных разбирательств.
Говоря о заинтересованности Лембергса в airBaltic, следует упомянуть тот факт, что в начале февраля 2011 года председателем совета airBaltic была назначена Санта Глазниеце, которую на должность в совете как представителя государственного капитала порекомендовал тогдашний министр путей сообщения Улдис Аугулис из «Союза зеленых и крестьян» (СЗК). Совет airBaltic это единственный орган, через который государство может реализовывать свои интересы как крупнейшего владельца airBaltic, поскольку у государства в совете авиакомпании три места членов совета, а в «Балтийских авиационных системах» (BAS) – два. Глазниеце, до того как стала членом совета авиакомпании, работала в связанной с несколькими транзитными компаниями в вентспилсском порту фирме-посреднике LSF Holdings, 50% акций которой принадлежат детям Лембергса Лиге и Анрийсу, писал в свое время портал Pietiek. Портал тогда сообщал со ссылкой на обсуждаемое в кулуарах, что «улаживанием» вопроса airBaltic занимается Лембергс, имеющий контакты с кредитором BAS, крупнейшим владельцем Latvijas Krājbanka и Snoras, русским миллиардером Владимиром Антоновым.
Как сообщал Pietiek, «16 декабря 2010 года в Регистр коммерческих залогов была внесена сделка, свидетельствовавшая о том, что с 18,27 до 31 млн латов возрос объем коммерческого залога (формально двух) Флика и BAS по займам в Latvijas Krājbankа и его владельце – литовском банке Snoras, который принадлежит русскому миллиардеру Владимиру Антонову. В тот же день владельцем 50% BAS стал зарегистрированный на Багамах фонд Taurus Asset Management Fund Limited, который представляет российский предприниматель Станислав Ковтун. Незадолго до этой сделки Антонов побывал в Латвии и встречался с Лембергсом и его сыном».
Также в начале 2011 года портал Pietiek писал, что лица, назначенные в правления и советы компаний Минпутей сообщения, — лояльные Лембергсу люди, которые благодарны ему за карьеру и благополучие, поэтому будут работать в его интересах. «Классифицированные как «менеджеры Лембергса», эти люди ранее представляли интересы мэра Вентспилса в компаниях, связанных с транзитным бизнесом. С их приходом в аэропорт Рига, airBaltic и Latvijas Dzelzceļš началась подготовка к тому, чтобы эти компании попали под влияние Лембергса, рассуждают осведомленные лица. «Точнее сказать, он вернулся на правильную должность с правильным влиянием — в «свое» Министерство путей сообщения, ведь Лембергс всегда считал латвийский транзит своим карманом. Теперь он вернулся, чтобы им руководить и контролировать», — сказал порталу Pietiek некий вентспилсский предприниматель. Руками министра Улдиса Аугулиса (СЗК) назначив на должности в аэропорт Рига, Latvijas Dzelzceļš, авиакомпанию airBaltic и в другие лояльных ему менеджеров, вентспилсский мэр расставил «на поле» нужные фигуры, но это еще не означает выиграть бой, отметил некий ведущий политик из «Единства», — писал портал Pietiek.
«Ранее в Риге поговаривали, что Шлесерс часто гостил в главном здании Snoras в Риге. Поэтому тот факт, что Антонов встречается не со Шлесерсом, а с отцом и сыном Лембергсами, указывает на то, что они, возможно, заняли место Шлесерса за столом переговоров о возможных сделках», — написано на портале Pietiek.
Мечта об Professional airBaltic в руках Вентспилсского самоуправления
Предприниматель Юлий Круминьш пару лет назад в интервью порталу BNN утверждал, что с 2003 по 2009 гг. все важнейшие вопросы в Латвии решали только три человека — Андрис Шкеле, Айнарс Шлесерс и вентспилсский мэр Айварс Лембергс.
Опасаясь, что Лембергс может стать премьером, а в ведение СЗК тогда может перейти и Министерство финансов, Круминьш в интервью журналу Klubs сказал, что продал принадлежащее ему предприятие Man – Tess. В то же время предприниматель признался, что если бы был на месте Лембергса, то в Вентспилсе переваливали бы уже сотни миллионов тонн нефти, а также были бы построены две-три новые трубы.
«С начала 90-х годов страна от этой сферы не получила ни копейки. Тоже самое сейчас происходит и с airBaltic. Деньги получили лишь часть депутатов, которым Лембергс принес чемоданы, — уверен Круминьш. — Может, действительно нужно дать ему стать премьером, чтобы все убедились, что он ничего не может сделать на пользу государства. Мне было стыдно слушать аргументы тех людей, которые голосовали за Лембергса. Он якобы привел в порядок Вентспилс, принес людям манну небесную. В Вентспилсе он сидел на «золотой жиле», на нефтяной трубе. Если бы не она, у Лембергса не было бы ничего. Ничего особенного он не смог бы сделать ни в Мадоне, ни в Екабпилсе. Если в Прейли в огороде какой-нибудь пенсионерки нашлась нефть, то и она тут же стала бы миллионером».
Следует напомнить, что Лембергс еще с 2011 года мечтал о том, чтобы airBaltic оказался в руках Вентспилсского самоуправления, и обещал, что за неделю решит проблемы авиакомпании, чем вызывал смех среди вентспилчан.
Вентспилчане в то время вспоминали, что он уже предлагал городской думе за лат продать работающие в порту терминалы, финансовые источники которых больше не мог контролировать. Было еще и такое ироничное мнение: лучший способ уничтожить национального авиаперевозчика это отдать его в руки мэра Вентспилса. В таком случае airBaltic ждет такая же судьба, как и весь крупный бизнес, который Лембергс считал своим, — арест лондонского или латвийского суда.
Еще один из прогнозов заключался в том, что Лембергс будет руководить airBaltic так же, как и Вентспилсским свободным портом, где много что окутано тайной, а депутатские запросы о расходовании портовых финансовых средств остаются невыполненными. Еще жители города выражали недоумение по поводу того, каким образом мэр Вентспилса собирается за неделю решить все проблемы airBaltic, если год тянул с решением вопроса о разрешении создать на территории зернового терминала фабрику макаронных изделий.
Самое радикальное мнение довелось услышать от некоего бывшего работника Вентспилсской думы, который считает, что «черная дыра» существует не только во Вселенной; любой бизнес, интересующий Лембергса, пропадает в его личной «черной дыре».
Чего не сделал Матисс
Возникает вопрос: сознательно ли в чьих-то интересах Матисс, будучи на посту министра путей сообщения, вовремя решал ряд других вопросов, связанных с airBaltic? Это объяснило бы поступок премьера Лаймдоты Страуюмы, потребовавшей отставки Матисса и отметившей, что причиной тому стало то, что министр вовремя не проинформировал правительство о действиях, необходимых для развития национальной авиакомпании, и отсутствие должного контроля за стратегическим развитием. «Министр потерял мое доверие. Считаю, что контроль за airBaltic осуществлялся неудовлетворительно», — цитирует слова Страуюмы агентство LETA.
Финансовое положение авиакомпании можно было бы улучшить, например, увеличив собственный капитал на 22 млн евро, заключив мирное соглашение с аэропортом Рига, оптимизируя расходы авиакомпании, снизив количество нерентабельных рейсов или же продав одну из трех дочерних компаний — ООО Coalition Rewards, ООО Air Baltic Training или ООО Baltijas Kravu Centrs, свидетельствует информация в распоряжении BNN.
Резкие слова бывшему министру адресовывали и другие лица. BNN уже писал, что, по словам руководителя консалтинговой компании Prudentia Карлиса Крастиньша, Матисс занимается распространением дезинформации и лжи. Крастиньш предположил, что у Матисса, наверное, шизофрения. Если бы Матисс продолжал работать министром и распространял ложь, то дальнейшее существование airBaltic оказалось бы под угрозой. Он не понимает, как министр мог оскорбить найденного инвестора.
Интересно, что сейчас Матисс забывает, что говорил. Например, сначала Матисс дал понять, что договор с Монтаг-Гирмесом предусматривает обязательства по покупке российских самолетов Sukhoi SuperJet-100, а позднее признался, что конкретный тип самолета не указан в договоре и у нового инвестора будет право решать вопросы об обновлении флота. Еще экс-министр выразил уверенность, что правительству следует как можно скорее пересмотреть решение и отказаться от предложенного инвестора, чтобы, среди прочего, перестать морочить голову инвестору, который является довольно уважаемым гражданином Германии. Следует добавить, что ранее Матисс говорил, что выбор этого инвестора несет с собой различные риски.
Недоумение вызывают и публичные высказывания Матисса о вероятности распада правительства, в коалиции которого состоит представляемая им партия, к тому же сама товарищ партии занимает пост премьер-министра.
Альтернатива банкротству авиакомпании
Как известно, 3 ноября Кабинет министров после 4-часового обсуждения принял решение поддержать найденного Prudentia инвестора для авиакомпании airBaltic — немца Ральфа Дитера Монтаг-Гирмеса, который может вложить в авиакомпанию 52 млн евро, а государству в таком случае придется вложить 80 млн евро. Сумма в 132 млн евро поможет реализовать бизнес-план и обновить флот.
16 ноября Кабмин на внеочередном заседании поддержал предложение одолжить авиакомпании 80 млн евро из Госкассы. Правительство поддержало предложение Минпутей сообщения с техническими уточнениями о дополнении законопроекта «О государственном бюджете на 2016 год» новым пунктом в связи с увеличением основного капитала airBaltic.
Возможно, выбранный инвестор — и не лучший вариант, но зато это способ спасти национальную авиакомпанию от банкротства. «Из государственных 80 млн евро не планируется финансировать покупку региональных самолетов. 45 млн евро пойдут на аванс компании Bombardier за те 11 самолетов, о которых давно был заключен договор. 20 млн евро срочно нужны на лизинговые платежи за имеющийся флот. Их airBaltic сейчас самостоятельно платить не может. А 15 млн госденег уйдут на содержание самолетов. Предлагаемый Prudentia расход денег показывает и то, что должностные лица не произносят вслух: «У airBaltic фактически уже наступила неплатежеспособность», — пишет новостной сайт lsm.
Почва для сделки была подготовлена еще 25 августа. Тогда на заседании совета airBaltic был изменен принятый этим летом новый план развития бизнеса на пять лет Horizon 2021. В частности, было внесено уточнение: план обновления флота будет включать в себя и региональные самолеты. До этого бизнес-план предусматривал винтовые самолеты (для близких расстояний) и крупные самолеты CS300 (для дальних перелетов), на поставку которых уже заключен договор с производителем Bombardier.
В СМИ сообщалось, что немецкий предприниматель Ральф Дитер Монтаг-Гирмес предлагает заем в 52 млн евро на оптимизацию и обновление флота airBaltic в соответствии с бизнес-планом. Монтаг-Гирмес за свои инвестиции фактически получает возможность финансировать лизинг пяти региональных самолетов, а также оплатить аванс за два самолета CS300 от компании Bombardier, предназначенные для дальних перелетов. Об этом говорится в подготовленном к 17 сентября отчете консалтинговой фирмы Prudentia Advisors о переговорах с инвестором, пишет lsm.
Доведение airBaltic до банкротства было бы не лучшим решением, учитывая, что, согласно отчету Boston Consulting Group, авиационная отрасль в Латвии обеспечивает около 3% от ВВП Латвии, а также — прямо или опосредованно — обеспечивает около 40 000 рабочих мест с зарплатами, существенно превышающими средние показатели в стране.
В период с октября 2011 года по август 2015-го airBaltic заплатил в госбюджет 67 млн евро в виде налогов и 75 млн евро в виде процентов. Кроме того, airBaltic за этот период заплатил прямо или косвенно принадлежащим или находящимся под контролем государства учреждениям более 120 млн евро. Это превышает государственные инвестиции airBaltic за этот период, свидетельствует информация в распоряжении BNN.
Ref: 102.112.112.3594