За решение правительства об инвесторе для национальной авиакомпании airBaltic ответственность несут правительство и премьер Лаймдота Страуюма, ведь это было совместное принятие решения, сказал на брифинге министр путей сообщения Анрийс Матисс.
Отчасти он согласен с тем, что из него сделали козла отпущения, хотя, может, и следовало работать активнее. И в то же время он признал, что привлечением инвестора занималась Prudentia, которая предложила Министерству путей сообщения только один вариант, за который и проголосовало правительство. Министерство занялось поиском инвестора лишь в последний месяц, когда было прекращено сотрудничество с Prudentia.
Матисс рассказал, что вчера у него был 30-секундный разговор со Страуюмой, во время которого прозвучал упрек за то, что был предложен только один инвестор.
Матисс отметил, что выбранный инвестор может еще отказаться от сделки, так как правительство выдвинуло дополнительные условия, чтобы сделка была безопасной для государства.
Министр сказал, что требование отставки стало для него сюрпризом, но сам он не собирается уходить, потому что когда нужно принимать серьезные решения, уходить в отставку — это признак трусости. Глава Минпутей сообщения признается, что «за кресло» не держится и свою работу в транспортной сфере продолжит в Сейме.
Матисс подчеркнул, что ситуация в airBaltic улучшается: последние два года компания работает с прибылью, прибыль ожидается и в этом году.
Глава транспортного ведомства рассказал, что сейчас у компании отрицательный собственный капитал. Размер убытков, возникших в предыдущие годы, достиг 80 млн евро. Эту «брешь» планируется залатать за счет средств инвестора. Матисс пояснил, что цель финансового инвестора — заработать. Если ситуация в авиакомпании продолжит улучшаться, тогда финансовый инвестор сможет подороже продать свои доли стратегическому инвестору. Министр признался, что о выбранном инвесторе впервые услышал в августе. У министра была информация о рисках, связанных с его привлечением. А задачей правительства было устранить риски.
Отвечая на вопрос, почему инвестор понадобился именно сейчас, Матисс сказал, что airBaltic 100MG не может позволить себе авансовые платежи по договору с Bombardier на поставку самолетов, а занять у банка не может из-за отрицательного собственного капитала. Расторжение договора с Bombardier – такой вариант тоже рассматривался в правительстве – авиакомпании не выгодно.
Как уже сообщалось, Страуюма потребовала отставки Матисса и пока устно уведомила его об этом.
Причиной такого решения стало то, что министр вовремя не проинформировал правительство о действиях, необходимых для развития национальной авиакомпании, и отсутствие должного контроля за стратегическим развитием.
«Министр потерял мое доверие. Считаю, что контроль за airBaltic осуществлялся неудовлетворительно», — сказала вчера Страуюма.
Как уже сообщалось, правительство поддержало найденного Prudentia финансового инвестора для авиакомпании airBaltic — немецкого предпринимателя Ральфа Дитера Монтага-Гирмеса.
Ранее Матисс говорил, что по соображениям национальной безопасности желательно не выбирать инвестора, найденного финансовым консультантом авиакомпании Prudentia.
Ref:103.112.112.3545