За первые четыре месяца этого года дефицит консолидированного общего бюджета с января по апрель составил 82,5 млн евро, что на 591,5 млн меньше, чем за соответствующий период прошлого года, свидетельствуют данные, опубликованные Государственной кассой.
В условиях продолжающегося роста экономики поступления в общий бюджет в этом году были 602,2 млн евро или на 15,3% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года, и составили 4,5 млрд евро. Расходы с учетом высокого роста в прошлом году, сохранились приблизительно на том же уровне, выросли только на 10,7 млн евро или 0,2% и составили 4,6 млрд евро, сообщили порталу BNN в Министерстве финансов (Минфине).
Выплата поддержки, утвержденной правительством, обуславливает формирование дефицита основного бюджета, там он достиг размера в 406,4 млн евро, что на 252 млн евро меньше, чем за четыре месяца прошлого года. В то же время профицит специального государственного бюджета составил 87,7 млн евро, а баланс улучшился на 235,2 млн евро, в свою очередь, профицит бюджета местных самоуправлений достиг размера в 164,6 млн евро и был на 92,9 млн евро больше, чем в период январь-апрель 2021 года.
После постепенного снятия ограничений, связанных с распространением Covid-19, в начале этого года продолжился стремительный рост экономики.
Данные, опубликованные Центральным статистическим управлением (ЦСУ) за 1-й квартал этого года, свидетельствуют о предварительном реальном росте ВВП на уровне 5,9% по сравнению с 1-м кварталом 2021 года. Однако следует отметить, что с учетом значительного повышения потребительских цен рост фактического ВВП был значительно выше, что также в значительной степени отразилось на темпах роста налоговых поступлений в общий государственный бюджет. В этом году, при быстром росте личного потребления и росте фонда заработной платы, уплаченные налоги, в том числе нераспределенный остаток единого налогового счета, в январе-апреле достигли увеличения на 519,4 млн евро или 17,2%, чем за соответствующий период прошлого года и составил 3,5 млрд евро. Сверхплановые доходы в общий государственный бюджет в этом году в январе-апреле были на 367,9 млн евро или 11,6% выше запланированного в бюджете размера.
Поступления от налога на добавленную стоимость (НДС) в отчетном периоде составили 1,1 млрд евро, и были на 241,1 млн евро или 28,8% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года.
В том числе в апреле доходы были на 76,9 млн евро или 32% выше уровня поступлений НДС в соответствующий период прошлого года. Данные Службы государственных доходов свидетельствуют о то, что наибольший прирост доходов наблюдался в сфере торговли и в отраслях, связанных с поставкой и производством энергоресурсов, это во многом обуславливается повышением цен. Согласно данным ЦСУ, инфляция в апреле, несмотря на широкомасштабную поддержку государства, направленную на торможение стремительного роста счетов за потребление энергоресурсов, достигла 13%. При этом очень позитивная ситуация наблюдается в розничной торговле, там по данным ЦСУ оборот в фактических ценах был на неполных 30% выше, чем в апреле 2021 года.
В этом году темпы роста налоговых поступлений были высокими во всех основных секторах экономики. При этом ситуация с положительными показателями в экономике за первые месяцы этого года резко изменилась с началом войны в Украине как в мире, так и в Латвии. В последующие месяцы года следует ожидать более низких темпов роста.
Взносы социального страхования в общий государственный бюджет увеличились на 319,5 млн евро или 37,2% по сравнению с прошлым годом и составили 1,2 млрд евро, а поступления от подоходного налога с населения выросли на 166,9 млн евро или 34,9% и составили 645,1 млн евро. Данные СГД показывают, что фонд заработной платы Латвии в 1-м квартале был в среднем на 12-15% выше, чем в прошлом году, а высокий рост поступлений налога на заработную плату также связан с низкой доходной базой в январе прошлого года.
Более умеренно за первые четыре месяца этого года увеличились доходы от акцизного налога – на 21,9 млн евро или 6,5%. Из них доход от нефтепродуктов увеличился на 12,1 млн евро или 7%, а от табачных изделий – на 5,2 млн евро или 7,3%.
Неналоговые доходы общего бюджета составили 236 млн евро и были на 76,9 млн евро или 48,3% выше, чем за первые четыре месяца прошлого года.
Высокий уровень расходов в общем государственном бюджете по-прежнему обусловлен выплатой поддержек, утвержденных государством. После вторжения России в Украину дополнительные средства также были направлены на укрепление обороноспособности страны и поддержку мирного населения Украины.
Перенаправление финансирования на энергетическую поддержку, а также финансирование нужд сектора здравоохранения привело к увеличению на 307,1 млн евро или 35,4% субсидий и дотаций общего государственного бюджета, и составило 1,2 млрд евро.
Расходы на пенсии в общем бюджете были 883 млн евро, что на 48,9 млн евро или 5,9% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Прирост расходов произошел за счет индексации пенсий в октябре прошлого года.
Расходы на другие пособия из общего бюджета были значительно меньше, чем в прошлом году, когда выплачивались, утвержденные правительством, единоразовые пособия семьям с детьми в размере 500 евро и пенсионерам в размере 200 евро. В этом году расходы на другие пособия составили 727,3 млн евро, что на 371,7 млн евро или 33,8% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Следует отметить, что сокращение расходов, возможно, было бы еще более стремительным, но в этом году государство продолжало выплачивать поддержку семьям с детьми в размере 50 евро и пожилым людям в размере 20 евро в течение первых четырех месяцев 2022 года с целью снижения воздействия роста цен на энергоносители.
Процентные расходы и капитальные затраты в общем бюджете за первые четыре месяца этого года были ниже, чем за соответствующий период прошлого года. Процентные расходы уменьшились на 78,6 млн евро или 54,9%, составив 64,6 млн евро. Капитальные затраты в общем бюджете были на 10 млн евро или 4,6% ниже, чем в прошлом году и составили 206,9 млн евро. В начале года, учитывая рост цен на сырье, сложности в цепочках поставок и вытекающие из этого трудности успешного выполнения условий контрактов, часть строительных компаний замедлила темпы строительства.