Возможность стать президентом Латвии для обвиняемого в тяжких преступлениях Айварса Лембергса могла бы стать и шансом на помилование в том случае, если спустя годы суд вынес бы по его делу обвинительный приговор. Однако, каким бы толстым ни был кошелек олигарха, выдвинутый СЗК кандидат в президенты, омубдсмен Юрис Янсонс, скорее всего, не будет избран новым президентом Латвии, поскольку открытое голосование затруднит этот процесс.
Помиловал бы Лембергса?
Несколько лет назад Айварс Лембергс благодаря своему «статусу олигарха» и при поддержке СЗК и «Согласия» (тогда «Центр согласия») усадил в кресло президента Андриса Берзиньша. Почти идентичная история произошла и с Раймондсом Вейонисом — в обоих случаях известно, что некие «националы» помогли закрепить пост именно за этим выдвинутым олигархами кандидатом.
Следует отметить, что в случае с Лембергсом бороться за то, кто будет следующим президентом особенно важно, поскольку в том случае, если после затянувшегося более чем на десять лет судебного процесса его бы признали виновным, президент Латвии обладает следующими правами:
«(…) помиловать преступников, судебный приговор относительно которых вступил в законную силу. Объем и порядок использования этих прав определяет особый закон. Амнистию дает Сейм» (45 статья Конституции ЛР).
После прослушивания и изучения последних интервью Янсонса возникает ощущение, что он прекрасно осознает, насколько можно «раскрывать рот» — ровно настолько, чтобы не сказать лишнего. На вопросы журналистов, помиловал бы он Лембергса, если бы стал президентом, омбудсмен не ответил. Ему знакомо политическое закулисье и «ридзенские переговоры» он определенно слышал, поэтому непроизнесенное им «нет» заставляет задуматься, что Янсонс рассматривает такую возможность (помилование).
Отчаянный телефонный звонок
Можно было бы сказать, что отчаянный звонок Улдиса Аугулиса о поиске президента, которым мог бы стать достаточно сильный кандидат, удался, однако не все так гладко, как хотелось бы.
А именно — наконец-то принято решение, что президент будет избираться путем открытого голосования. Политический рынок, скорее всего, не закончился голосами за желаемого президента, но в случае открытого голосования осуществить это уже сложнее.
При этом крыло СЗК не сдается. Выдвинув в этом году своего кандидата в президенты — омбудсмена Юриса Янсонса, — СЗК, скорее всего, рассчитывает на сценарий, подобный тем, что были в предыдущие годы, поскольку «Согласие» не скрывает своих симпатий к Янсонсу. В конце концов именно при поддержке этих двух политических сил Янсонс уже второй срок остается в должности омбудсмена Латвии.
Обе политические силы уже бросались на его защиту после того, как Госконтроль констатировал нарушения в нецелесообразном использовании Янсонсом средств госбюджета, а также усомнился в его соответствии занимаемой должности.
При этом сам Янсонс неоднократно подчеркивал, что является полностью аполитичным. Возможно, его маленький политический опыт еще не позволяет ему понять, что он является лишь марионеткой в игре больших дядей, в которой, олигархи, скорее всего, хотят добиться своего?