Мнение: Марис Бремзе, председатель правления АО Baltijas Ekspresis
Большинство жителей Латвии слышали об активно лоббируемом и продвигаемом уходящим правительством, Министерством транспорта и ГАО Latvijas Dzelzceļš проекте электрификации латвийских железных дорог. Немалые расходы в 441 млн евро, электрифицированные 320 км между Резекне, Даугавпилсом и станцией «Шкиротава» в Риге, мнимое повышение конкурентоспособности латвийского транзитного коридора в направлении Рижского порта по сравнению с Клайпедским портом Литвы, новые рабочие места в Латгале во время строительства – вот лишь некоторые обещания, касающиеся этого проекта. Но что в действительности означает этот мегапроект принадлежащего государству Latvijas Dzelzceļš? Какова будет реальная польза для железнодорожных грузоперевозчиков – основных поставщиков грузов для Latvijas Dzelzceļš, которое на самом деле является лишь предприятием по управлению инфраструктурой?
Ответ прост: железнодорожные грузоперевозки в Рижский порт с использованием электротяги станут дороже. Более того, подорожают традиционные грузоперевозки на дизельной тяге во всей железнодорожной сети Латвии на всех маршрутах.
Сторонники железнодорожной электрификации, конечно, возмутятся моим заявлением. Но не будем торопиться осуждать мое мнение. И вот, почему.
Во-первых, частные железнодорожные грузоперевозчики транспортируют 35% всех железнодорожных грузов. Единственная причина, почему LDz Cargo, дочернее предприятие Latvijas Dzelzceļš, транспортирует остальные 65%, — допускаемое Latvijas Dzelzceļš длительное и грубое искажение рынка грузоперевозок: частным перевозчикам незаконно запрещается доступ к железнодорожной инфраструктуре на приграничных участках. Половину перевозок LDz Cargo составляет уголь. Baltijas Ekspresis тоже транспортирует уголь. Поэтому вполне вероятно, что как только будет устранена дискриминация частных перевозчиков на приграничных участках, ситуация на рынке существенно изменится и рыночная доля «дочки» Latvijas Dzelzceļš существенно сократится. В свою очередь частным перевозчикам нет смысла использовать электролокомотивы, так как у нас нет и не будет столько грузов, чтобы применять электротягу для их транспортировки.
Во-вторых, электролокомотивы в 1,5-2 раза мощнее используемых на латвийской железнодорожной сети дизель-локомотивов, но проект не предусматривает увеличения максимального веса грузовых поездов с нынешних 6 000 т до 9 000 т. К тому же руководство Latvijas Dzelzceļš сознательно не включило в проект расходы на продление рельсовых путей станций и парков приема-отправки, ведь тогда истинная стоимость проекта будет гораздо выше.
В-третьих, изменится организация движения грузовых поездов при перевозке грузов в Рижский порт, ведь электролокомотив, в отличие от дизель-локомотива, сможет дотащить грузовой состав лишь до станции «Шкиротава» в Риге. Дальше придется выполнять дополнительные операции, связанные со сменой локомотива и бригады, чтобы последние 20-30 км доставить через центр Риги до припортовых терминалов грузовые составы «старыми, добрыми» дизель-локомотивами.
В четвертых, будет довольно странно транспортировать электролокомотивами так часто упоминающиеся Latvijas Dzelzceļš будущие контейнерные поезда, ведь вес такого поезда не превышает 1 800 т. Или же для этих целей придется заказывать особые маломощные электролокомотивчики.
В итоге грузы, скорее всего, продолжат возить дизель-локомотивы, а новое, дорогое основное средство Latvijas Dzelzceļš не будет использоваться в грузоперевозках.
Работающим в отрасли практикам трудно разглядеть хоть какую-то пользу от проекта электрификации. По нашему мнению, продолжать продвигать этот мегапроект — нелогично, тем более что из-за перекладывания проектных расходов и расходов на замену локомотивов на перевозимый объем грузов в направлении Риги эти перевозки станут дороже. Ни одна спекуляция о разнице закупочных цен на электричество и дизельное топливо не сделает этот проект электрификации рентабельным.
Скорее всего, что тогда руководство Latvijas Dzelzceļš распределит расходы на электрификацию в направлении Риги на всех пользователей сети, в результате чего в Латвии подорожают все железнодорожные грузоперевозки.
Можно лишь позавидовать тому упорству, с которым руководство Latvijas Dzelzceļš пытается осуществить этот нелепый проект, который не поддерживают грузоперевозчики и портовые терминалы – главные клиенты Latvijas Dzelzceļš. Напомню, что уже по крайней мере лет десять Latvijas Dzelzceļš как управляющему инфраструктурой нельзя заниматься бизнесом железнодорожных перевозок. Это запрещено политикой Евросоюза, и большинство стран Евросоюза соблюдают ее. Пример проекта электрификации показывает, что принцип открытого рынка не работает в Латвии и вместе с проектом электрификации заканчивается объявленная руководством Latvijas Dzelzceļš политика об ориентации на клиента, о сотрудничестве и центре передового опыта в логистике.
При этом Latvijas Dzelzceļš как управляющему инфраструктурой известно реальное положение в сегменте пассажирских перевозок, особенно в электрифицированной зоне Рижской агломерации. Подстанции, контактная сеть безнадежно устарели, станционное хозяйство запущено. И при этом это единственный сегмент, в котором спрос на железнодорожные перевозки растет, количество пассажиров увеличивается. АО Pasažieru vilciens недавно объявило победителей конкурса на закупку новых электропоездов. Будут новые поезда, а соответствующей инфраструктуры нет.
Разве руководству Latvijas Dzelzceļš не пора уже проснуться и вспомнить, что они руководят предприятием по управлению инфраструктурой? И железнодорожная инфраструктура существует не только для грузов, но и для жителей Латвии, которые уже давно заслужили современный, безопасный и быстрый железнодорожный транспорт хотя бы в Пририжье. К тому же конкурентоспособное движение электропоездов в Пририжье сократит ежедневный поток частных автомобилей в/из Риги. И тогда будет достигнуто реальное снижение CO2, а не та неосязаемая польза, которая включая в нынешний список предположений о проекте железнодорожной электрификации и которая не востребована со стороны железнодорожных грузоперевозчиков и портовых стивидоров.