bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Суббота 19.01.2019 | Именины: Alnis, Andulis
LatviaЛатвия

Мнение: ни одна спекуляция не сделает проект электрификации рентабельным

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

Мнение: Марис Бремзе, председатель правления АО Baltijas Ekspresis 

Большинство жителей Латвии слышали об активно лоббируемом и продвигаемом уходящим правительством, Министерством транспорта и ГАО Latvijas Dzelzceļš проекте электрификации латвийских железных дорог. Немалые расходы в 441 млн евро, электрифицированные 320 км между Резекне, Даугавпилсом и станцией «Шкиротава» в Риге, мнимое повышение конкурентоспособности латвийского транзитного коридора в направлении Рижского порта по сравнению с Клайпедским портом Литвы, новые рабочие места в Латгале во время строительства – вот лишь некоторые обещания, касающиеся этого проекта. Но что в действительности означает этот мегапроект принадлежащего государству Latvijas Dzelzceļš? Какова будет реальная польза для железнодорожных грузоперевозчиков – основных поставщиков грузов для Latvijas Dzelzceļš, которое на самом деле является лишь предприятием по управлению инфраструктурой?

Ответ прост: железнодорожные грузоперевозки в Рижский порт с использованием электротяги станут дороже. Более того, подорожают традиционные грузоперевозки на дизельной тяге во всей железнодорожной сети Латвии на всех маршрутах.

Сторонники железнодорожной электрификации, конечно, возмутятся моим заявлением. Но не будем торопиться осуждать мое мнение. И вот, почему.

Во-первых, частные железнодорожные грузоперевозчики транспортируют 35% всех железнодорожных грузов. Единственная причина, почему LDz Cargo, дочернее предприятие Latvijas Dzelzceļš, транспортирует остальные 65%, — допускаемое Latvijas Dzelzceļš длительное и грубое искажение рынка грузоперевозок: частным перевозчикам незаконно запрещается доступ к железнодорожной инфраструктуре на приграничных участках. Половину перевозок LDz Cargo составляет уголь. Baltijas Ekspresis тоже транспортирует уголь. Поэтому вполне вероятно, что как только будет устранена дискриминация частных перевозчиков на приграничных участках, ситуация на рынке существенно изменится и рыночная доля «дочки» Latvijas Dzelzceļš существенно сократится. В свою очередь частным перевозчикам нет смысла использовать электролокомотивы, так как у нас нет и не будет столько грузов, чтобы применять электротягу для их транспортировки.

Во-вторых, электролокомотивы в 1,5-2 раза мощнее используемых на латвийской железнодорожной сети дизель-локомотивов, но проект не предусматривает увеличения максимального веса грузовых поездов с нынешних 6 000 т до 9 000 т. К тому же руководство Latvijas Dzelzceļš сознательно не включило в проект расходы на продление рельсовых путей станций и парков приема-отправки, ведь тогда истинная стоимость проекта будет гораздо выше.

В-третьих, изменится организация движения грузовых поездов при перевозке грузов в Рижский порт, ведь электролокомотив, в отличие от дизель-локомотива, сможет дотащить грузовой состав лишь до станции «Шкиротава» в Риге. Дальше придется выполнять дополнительные операции, связанные со сменой локомотива и бригады, чтобы последние 20-30 км доставить через центр Риги до припортовых терминалов грузовые составы «старыми, добрыми» дизель-локомотивами.

В четвертых, будет довольно странно транспортировать электролокомотивами так часто упоминающиеся Latvijas Dzelzceļš будущие контейнерные поезда, ведь вес такого поезда не превышает 1 800 т. Или же для этих целей придется заказывать особые маломощные электролокомотивчики.

В итоге грузы, скорее всего, продолжат возить дизель-локомотивы, а новое, дорогое основное средство Latvijas Dzelzceļš не будет использоваться в грузоперевозках.

Работающим в отрасли практикам трудно разглядеть хоть какую-то пользу от проекта электрификации. По нашему мнению, продолжать продвигать этот мегапроект — нелогично, тем более что из-за перекладывания проектных расходов и расходов на замену локомотивов на перевозимый объем грузов в направлении Риги эти перевозки станут дороже. Ни одна спекуляция о разнице закупочных цен на электричество и дизельное топливо не сделает этот проект электрификации рентабельным.

Скорее всего, что тогда руководство Latvijas Dzelzceļš распределит расходы на электрификацию в направлении Риги на всех пользователей сети, в результате чего в Латвии подорожают все железнодорожные грузоперевозки.

Можно лишь позавидовать тому упорству, с которым руководство Latvijas Dzelzceļš пытается осуществить этот нелепый проект, который не поддерживают грузоперевозчики и портовые терминалы – главные клиенты Latvijas Dzelzceļš. Напомню, что уже по крайней мере лет десять Latvijas Dzelzceļš как управляющему инфраструктурой нельзя заниматься бизнесом железнодорожных перевозок. Это запрещено политикой Евросоюза, и большинство стран Евросоюза соблюдают ее. Пример проекта электрификации показывает, что принцип открытого рынка не работает в Латвии и вместе с проектом электрификации заканчивается объявленная руководством Latvijas Dzelzceļš политика об ориентации на клиента, о сотрудничестве и центре передового опыта в логистике.

При этом Latvijas Dzelzceļš как управляющему инфраструктурой известно реальное положение в сегменте пассажирских перевозок, особенно в электрифицированной зоне Рижской агломерации. Подстанции, контактная сеть безнадежно устарели, станционное хозяйство запущено. И при этом это единственный сегмент, в котором спрос на железнодорожные перевозки растет, количество пассажиров увеличивается. АО Pasažieru vilciens недавно объявило победителей конкурса на закупку новых электропоездов. Будут новые поезда, а соответствующей инфраструктуры нет.

Разве руководству Latvijas Dzelzceļš не пора уже проснуться и вспомнить, что они руководят предприятием по управлению инфраструктурой? И железнодорожная инфраструктура существует не только для грузов, но и для жителей Латвии, которые уже давно заслужили современный, безопасный и быстрый железнодорожный транспорт хотя бы в Пририжье. К тому же конкурентоспособное движение электропоездов в Пририжье сократит ежедневный поток частных автомобилей в/из Риги. И тогда будет достигнуто реальное снижение CO2, а не та неосязаемая польза, которая включая в нынешний список предположений о проекте железнодорожной электрификации и которая не востребована со стороны железнодорожных грузоперевозчиков и портовых стивидоров.


Добавить комментарий

В Латвии жилье дорожало быстрее, чем в ЕС в среднем

Цены на жилье в Латвии в третьем квартале прошлого года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее выросли на 8,6%, существенно опередив среднеевропейский рост. Такие данные приводит Eurostat о 27 странах блока.

Службе неотложной медпомощи удалось остановить массовый отток кадров

В Службе неотложной медицинской помощи уже остановлен массовых отток работников, подчеркивает заместитель руководителя Рижского регионального центра СНМП Райта Кришьяне.

Кариньш с партнерами продолжат работу над декларацией Кабмина в субботу

Кандидат на пост премьер-министра Кришьянис Кариньш в субботу, 19 января, проведет рабочее собрание, чтобы продолжить работу над правительственной декларацией, договором о сотрудничестве и договором о фискальной дисциплине, сообщил пресс-секретарь «Нового Единства» Сандрис Сабаевс.

Судовладелец: адвокаты сделали все возможное для защиты Senator

Адвокаты задержанного латвийского судна Senator, занимавшегося выловом крабов, сделали все возможное для защиты его интересов по этому делу, говорит судовладелец Петерис Пилдеговичс.

Rīgas satiksme прекратило закупки по проекту трамвайной линии

Комиссия по закупкам муниципального ООО Rīgas satiksme решила прекратить закупку для строительства сканстской трамвайной линии Сканстес, а также закупку 12 низкопольных трамваев, сообщил представитель предприятия Викторс Закис.

Увольнение одного лишь Ушакова ничего не изменит в Риге

«Без роспуска Рижской думы и смены ее состава изменений не будет. Сделки, которые вызывают подозрения о коррупции, [появились] не только при этом созыве», - говорит в беседе с BNN о корнях искаженной системы в Рижской думе оппозиционер Янис Озолс (Новая консервативная партия).

Зиле: Великобритания больше не может не выйти из ЕС

Великобритания больше не может не выйти из Европейского союза. Это признают даже те британские политики, которые выступают против Brexit, сказал в интервью депутат Европейского парламента Робертс Зиле.

Мешающие правосудию страны могут лишиться денег ЕС

Страны Европейского союза, которые вмешиваются в работу судов или не осуществляют борьбу с коррупцией, в дальнейшем могут лишиться выплат из бюджета ЕС.

Партнеры поддерживают предложение Линкайтиса о преобразовании портов

В ходе ведущихся переговоров о формировании правительства до сих пор не прозвучало серьезных возражений по инициативе кандидата в министры сообщения Талиса Линкайтиса преобразовать порты в государственные общества капитала.

Госконтроль призывает население сообщать о бесполезных объектах

Госконтроль призывает жителей сообщать о наиболее бесполезных объектах в муниципалитетах – о спортивных сооружениях, культурных центрах, образовательных учреждениях, реконструированных участках дорог и прочих объектах, в которые вложено много денег, но польза от которых с самого начала вызывала сомнения.

Территория на ул. Андрейостас в Риге будет продана

Согласно действующим в Латвии нормативным актам, у ГАО Valsts nekustamie īpašumi нет основания отказывать в просьбе земельного арендатора ООО IB Latvija произвести отчуждение земельного участка на ул. Андрейостас, 17.

Будущая коалиция обещает быть более открытой для предложений оппозиции

Будущая коалиция сможет оценивать предложения оппозиции и поддерживать наиболее конструктивные из них, сказал журналистам в четверг, 17 января, кандидат на пост премьера Кришьянис Кариньш.

Facebook заблокировал сотни страниц и профилей, связанных с сайтом Sputnik

Социальная сеть Facebook в четверг, 17 января, заявила о закрытии нескольких сотен страниц и профилей, связанных с российским сайтом Sputnik, которые действовали в странах Балтии, Центральной и Восточной Европе, на Кавказе, а также в Средней Азии.

Медиаэксперты: правящая коалиция Литвы ограничит свободу прессы

Литовские законодатели продвигают правовые акты, которые могут ограничить свободу средств массовой информации и свободу слова.

На следующей неделе ожидается похолодание до -21 градуса

После ветреной и обильной на осадки недели в результате усиливающегося антициклона на следующей неделе погодные условия стабилизируются — установится сухая погода, а столбик термометра понизится.

БНЗ запретило заключать договор на покупку бронемашин для армии

Бюро по надзору за закупками запретило Министерству обороны заключать общее соглашение с финским предприятием Oy Sisu Auto AB на покупку бронемашин на сумму 200 млн евро для Национальных вооруженных сил, а также отменило решение комиссии по закупке о результатах процедуры переговоров.

При поддержке партии Эйгимса мэром Даугавпилса снова стал Элксниньш

На пост мэра Даугавпилса при поддержке Нашей партии сегодня был избран Андрейс Элксниньш («Согласие»), который в свое время был смещен с этой должности.

Риску бедности в Латвии подвержено 23,3% населения

В 2017 году риску бедности в Латвии были подвержены 446 тыс. или 23,3% населения – на 1,2 процентного пункта больше, чем в 2016 году, сообщает Центральное статистическое управление.

Рига в этом году претендует на титул лучшего европейского турнаправления

Столица Латвии, Рига, была номинирована на престижный титул лучшего туристического направления Европы или European Best Destination 2019. В прошлом году Рига вошла в пятерку лучших европейских стран, получив высокую оценку как местных жителей, так и избирателей за рубежом

В Эстонии, сокращая производство электричества из горючего сланца, уволят 150 человек

Эстонский государственный энергоконцерн Eesti Energia, который производит электричество в основном путем сжигания горючего сланца, ради соблюдения экологических требований закроет 4 энергоблока нарвских электростанций и ликвидирует 150 рабочих мест.