Десять лет назад Эстония инвестировала крупные средства в систему образования, которые обернулись историей успеха, Латвия свою возможность затянула, считает новый министр образования и науки Латвии Анита Муйжниеце.
Как пояснила министр, если сравнить системы школ стран Балтии с заводами — Эстония приобрела для своего завода мощное оборудование, которое позволит достичь высокой продуктивности. Она указала, что это оборудование очень дорогое, а работники завода — середняки. При этом Эстонии приходится считаться с тем, что хуже работающие работники могут вовсе уйти в завода. Несмотря на дороговизну, Эстония все же рискнула и привела в порядок свою систему.
«У Латвии иначе — мы улаживаем и решаем до последнего момента, продолжая работать со старым оборудованием, уже лишенным продуктивности. Пока Эстония рисковала, Латвия критиковала соседнее государство за то, что оно взяло на себя большой долг и не было уверенности в то, что это решение было верным», — сказала Муйжнеице, одновременно указав, что в результате в Латвии работникам завода приходится продолжать работать на старом оборудовании, пока оно еще работает.
Литва, в сою очередь, оценила обе ситуации — у Эстонии были крупные расходы, которые Литва не могла себе позволить, а латвийский вариант повторять не хотелось, сказала Муйжниеце.
«Теперь, когда прошло десять лет, Эстонию хвалят за успешные инвестиции, которые дают качество и рост, мы же свою возможность просрочили», — считает министр образования и науки, добавив, что это не вина нынешнего правительства, политики.
«Речь идет о по крайней мере 20 годах, когда формировалось государство. Мы вышли из советских времен, но не предприняли смелых шагов», — прокомментировала Муйжниеце.
На вопрос о том, намерена ли министр попросить Кабинет министров выделить более 400 млн евро на зарплаты латвийских учителей, как того требует Латвийский профсоюз работников образования и науки, Муйжниеце указала, что есть объективная реальность, возможности и потребности. Министр согласна, что работа педагога не оценена адекватно и по достоинству. И по возможности поиск крупных ресурсов — первое, что нужно сделать, чтобы повысить зарплаты.
Одновременно она отметила, что вопрос зарплат можно легко подсчитать как для госуправления — с коэффициентом к средней зарплате по стране.
«Это был бы неплохой вариант и для педагогов. Там есть свои риски, но тогда страна могла бы просто измерить, сколько нужно добавить к зарплатам педагогов. Тогда не последовало бы вопросов о ежегодном повышении процентов, а когда стране становится сложнее — о понижении ставки. Коэффициент мог бы стать идеальным сценарием», — сказала политик.
В то же время Муйжиеце напомнила, что необходимо учитывать реальные возможности, а это постепенное повышение зарплат, с обозначенной конечной целью. Она также указала, что это не означает, что со стороны министра не поступит «амбициозной заявки» о зарплатах педагогов на будущий год.
«Я осознаю реальные возможности бюджета, но одновременно я готова бороться, чтобы учитель уже завтра услышал от государства не только благодарность за сумасшедшее время Covid-19, но и благодарность за профессию, которая формирует каждого человека»,
— подчеркнула министр образования и науки.
Она выразила уверенность в том, что будет бороться за зарплаты учителей и попросит у правительства максимально возможную сумму, которая, скорее всего, будет выделяться по ранее установленному принципу постепенности. «Не нужно лелеять лишние иллюзии, но в то же время у учителя должна быть уверенность в том, что он нужен этой стране», — сказала министр.