В СМИ все чаще появляется информация об участии латвийских банков в масштабных схемах отмывания денег. Председатель правления банка Norvik Оливер Рональд Брамуэлл (Oliver Ronald Bramwell) в интервью BNN сказал, что это объясняется тем, что страна маленькая, а скандалы большие, поэтому надолго остаются в памяти людей.
Схемы отмывания денег. Почему эта тема до сих пор актуальна в Латвии?
На мой взгляд, это проблема возникла давно. Вспомним 2015 год. Уже в то время правительство, регуляторы и население считали схемы отмывания денег масштабной проблемой. Люди видели происходящее — скандалы с банками. Тут можно упомянуть «Дело Магнитского» и «Молдавское дело». Население было проинформировано об этих действиях.
Почему эта тема снова становится актуальной? Потому что проблема связана с банками Соединенного Королевства, деньги в которых «отмывались» именно через латвийские банки. Схемы отмывания денег всегда были темами журналистских исследований, поэтому и в этом году картина отражается как масштабная проблема. Но хочу отметить, что об отмывании денег и связанных с этим правонарушениях говорилось еще в 2015 году.
Также необходимо подчеркнуть, что в прошлом году было сделано очень важное законодательное изменение касательно схем отмывания денег. В 2015 и 2016 году было наложены большие штрафы на банки.
На самом деле анализ и пример американской практики уже дали очень хорошие решения, как уклоняться от этих схем. Поэтому в прошлом году после изменения закона мы специально обучали людей, подстраивали под новые изменения. Я думаю, что минувший год привнес большие перемены в работу банков.
Почему Евросоюз и другие организации уже пятнадцать лет упрекают Латвию в том, что она не борется с легализацией преступно нажитых средств?
Если взглянем на эти упреки, которые связаны с Молдовой, Украиной, «Делом Магнитского», то мне кажется, что большинство из них возникало в 2010, 2011 и 2012 годах.
А если взглянем 2014-2017 годы, то увидим, что в этом периоде уже гораздо меньше проблем. Люди до сих пор говорят об обвинении Соединенного Королевства в участии в «Молдавском деле», в причастности к отмыванию денег. Кажется, будто это случилось вчера, хотя произошло почти пять лет назад.
По-моему, одна из проблем банковской индустрии скрывается в том, что эта индустрия почти всегда разделяется на два «мира» — между союзниками на Западе и Востоке. Давление, которое банкам пришлось преодолевать в 2014 и 2015 годах, пошло на пользу. Некоторые из первоначальных требований теперь стали еще жестче.
Борясь против схем отмывания денег, правительство Латвии хочет создать еще более жесткие условия. Как это повлияет на работу Вашего банка?
Уже влияет. Оглянемся на прошедший год: большинство законов, которые ориентированы на искоренение схем отмывания, были предложены в 2016 году, тогда же и приняты. Это означает, что в течение года закон был резко изменен. Также это был «ключ» к тому, чтобы получить подтверждение ОЭСР и стать страной-участницей Организации экономического сотрудничества и развития.
Было необходимо организовать обучение, которое бы помогло предотвращать схемы отмывания денег и на местном, и на международном уровнях. Все было очень открыто. Банки, вовлеченные в схемы отмывания денег, были обнародованы. Многие вышли из оборота, что, на мой взгляд, важно, ведь многие банки получили урок, и не только банки, но также правительство и регуляторы. Поэтому после изменения закона в 2016 году заметен рост в банках.
Есть два способа наказать банки, и, я думаю, что американские регуляторы были гораздо строже в этом вопросе. Первый способ это когда регуляторы на месте обнаруживают нарушения в банках, как это произошло, например, в тех же банках США или немецком Deutsche Bank.
К сожалению, для этих банков это сильный «удар»: на их репутации очень отразились большие скандалы, штрафы, учитывая что это крупные предприятия и они представлены на фондовых рынках. Мне просто кажется, что тот факт, что Соединенное Королевство, Германия и США были связаны со схемами отмывания денег, да и у Латвии была роль в этих сделках, всегда будет актуален для общества, несмотря на то что проблема решается в ответственных учреждениях. Это история, мы не можем ее изменить. Поэтому люди всегда будут помнить, что Латвия была вовлечена в схемы отмывания денег.
Соединенное Королевство, США — их банки были вовлечены в схемы отмывания денег уже лет 20 и больше. Банки этих стран были вовлечены даже в торговлю наркотиками. Но люди это очень быстро забывают, ведь они — большие компании, чей маркетинг и объем других разных новостей гораздо больше, чем в Латвии.
Тут возникает проблема репутации латвийских банков. Жителям Латвии будет труднее забыть, что эта страна была вовлечена в схемы отмывания денег, потому что скандалы были большие, а маркетинг — маленький. Несмотря на то что банк меняет свое направление деятельности, это не меняет того факта, что скандал останется в памяти людей на очень долгое время.
Этой осенью в Латвию прибудет Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег. Как Вы думаете, как они оценят ситуацию латвийских банков касательно проблемы отмывания денег?
На мой взгляд, оценка будет определенно гораздо положительнее, чем 2,5-3 года назад. Причина такая же, как в прошлом году: после изменения закона банки проделали очень большую работу, чтобы уклоняться от схем отмывания денег. Эксперты будут больше довольны тем, что латвийские регуляторы идут в правильном направлении и действующая система более жесткая. Конечно, могут обнаружиться и другие проблемы, например теневая экономика.
В целом и я оцениваю текущую ситуации в стране более положительно. Как я уже говорил, 2016 год изменил работу банков. Если и правительство решит, что в банках необходим более строгий надзор, думаю, что это лишь пойдет на пользу. По крайней мере банк Norvik об этом не беспокоится.
Ref:224.112.112.6541