В то время как многие эстонские фирмы прекратили бизнес-связи с Россией, другие продолжают покупать и продавать товары и услуги государству-агрессору, сообщает эстонское общественное медиа ERR. Общий объем торговли измеряется десятками миллионов евро ежемесячно.
До войны экспорт эстонских товаров и услуг в Россию составлял от 50 до 70 млн евро в месяц. В целом этот объем не изменился. Отчасти это объясняется инфляцией, а с другой стороны тем, что зачастую товары идут не из Эстонии, а из других стран Европы, сообщила руководитель отдела таможенных формальностей Налогово-таможенного департамента Кюлли Курвитс.
«Примерно 75% или даже больше от всего объема товаров, которые мы видим на нашей границе, это товары из других стран ЕС», – пояснила Курвитс.
Перед войной экспорт именно эстонских товаров достигал 31 млн евро в месяц. К июню этот показатель снизился до 9 млн евро.
«Судя по перевозкам эстонских компаний в Россию из из России, объем экспорта сократился примерно до 20%, а импорта — до 7% от довоенных показателей», — рассказала журналистам сотрудница таможни.
В указанные 500-600 компаний входят только торговцы товарами,
здесь не учитываются продавцы услуг или покупатели.
В 2022 году эстонские компании продали в Россию услуги примерно на 300 млн евро. Из них транспортные и туристические услуги составили почти 90%.
По словам аналитика Департамента статистики Яне Леппметс, эти показатели снижаются:
«В первом квартале прошлого года в Россию было экспортировано услуг почти на 99 млн евро, а в первом квартале этого года – на 47 млн евро».
Многие руководители частных фирм согласились дать комментарии анонимно. По их словам, если речь идет о котирующейся на бирже компании или эстонском филиале крупного транснационального концерна, то
правление эстонского предприятия в одиночку не может принимать явно убыточные решения.
Один предприниматель объяснил, что около 80% его бизнеса – это экспорт продуктов питания в Россию, и закрытие предприятия в одночасье означало бы увольнение десятков сотрудников и огромные убытки.