Задержанный в октябре прошлого года по подозрению в шпионаже строительный бизнесмен Валентин Фролов впервые подписался на сотрудничество с российской военной разведкой еще более 30 лет назад. Однако обвинение ему предъявлено за сбор информации и ее передачу России в недавнем прошлом. Фролов признал свою вину, сожалеет о содеянном, но намерен обжаловать назначенные ему пять лет ареста, сообщает программа De facto на телеканале Latvijas Televīzija (LTV).
Фролов согласился дать интервью LTV, но подробных деталей дела не раскрыл, поскольку суд проводился за закрытыми дверями. Он упомянул, что в середине 80-х годов во время обязательной военной службы он был связистом и впервые был завербован в военном комиссариате весной 1991 года. «Там ко мне обратились и предложили в конце концов сотрудничать, но это были совсем другие времена. В то время трудно было что-то понять», — сказал он.
Фролов по образованию инженер роботов-манипуляторов с докторской степенью, но по специальности не работал. Владеет бизнесом по проектированию и строительству домов.
De facto сообщает, что в 2015 году Фролов занимался строительством в России. Тогда он повторно подписался на сотрудничество с российской военной разведкой. Как именно это произошло он не сказал, но посчитал, что отказаться не мог. Деньги не играли решающей роли — вознаграждение за «службу» было символическим.
«Есть люди, беспощадные, которые занимаются созданием таких условий, попав в которые человеку — любому человеку — отказаться практически невозможно».
«Конечно, выбор всегда есть, я сделал неверный выбор»,
— сказал Фролов.
Правда, неясно, передавал ли Фролов России сведения в течение всех 30 лет или в более короткий период. На вопрос, когда он начал передавать России сведения о Латвии, Фролов, немного задумавшись, ответил журналисту, что ему «инкриминируется последнее время, но раскрывать вам подробности я бы не хотел и не могу».
De facto неизвестно, за какой период латвийские органы безопасности собирали доказательства против Фролова. Его можно было обвинить за сотрудничество с 2016 года, когда в силу вступили поправки в Уголовному закону, позволявшие выдвинуть обвинение за сбор и передачу иностранной разведке не только неразглашаемых, но и прочих данных.
Служба государственной безопасности и Служба военной разведки лаконично указывают на то, что Фролов собирал разведданные длительное время. Прокурор, поддерживавший обвинение, подчеркнул, что, кроме информации, касающейся сектора обороны, Фролов передавал России сведения и о важных государственных объектах инфраструктуры, в том числе о железной дороге.
«Различными способами, в том числе используя переданную ему технику, Фролов собирал данные об инфраструктуре, которая может стать критической в случае вооруженной агрессии соседнего государства, что мы наблюдаем сейчас на войне в Украине»,
— сообщил прокурор дела Алдис Ласманис.
Программа подчеркивает, что война в Украине хорошо показывает, что железная дорога — опора для передвижения армии и обеспечения снабжения. Переданная противнику информация о таких объектах позволит проще их уничтожить. Задача военной разведки — по возможности подробнее зафиксировать ситуацию в естественной среде, что, например, трудно зафиксировать со спутников.
Фролов не раскрыл, какую именно информацию передавал России, но рассказал, что он встречался с представителями спецслужбы в России. Ему были заданы конкретные вопросы, на которые он старался найти ответы: «Я никогда не работал в госучреждениях, у меня не было доступа к тайной государственной информации. И я не думаю, что информация, которую я передал, была очень важной, но думаю, что она может помочь во время войны».
Во время начала вторжения России в Украину Фролов находился в тюрьме.
Война глубоко потрясла Фролова и он испытал стыд за содеянное.
Об этом Фролов сообщил в опубликованном в начале месяца письме-признании, в котором он также призвал других шпионов перестать сотрудничать с Россией.
Фролов признал свою вину и не оспаривал доказательства, поэтому дело было рассмотрено за один день.
Как De facto подтвердили обе стороны, предпринимались попытки договориться о мерах наказания до суда, но желания сторон сильно различались.
Прокурор Ласманис указал, что защита Фролова предлагала договориться об условном лишении свободы и таком же испытательном сроке, но прокурор не согласился. В суде прокурор потребовал для Фролова шесть лет реального заключения из возможных десяти, суд вынес приговор о пяти годах ареста.
После получения полного решения суда Фролов обдумает, подавать ли на обжалование по семейным обстоятельствам.
Как известно, перед судом Фролов был отпущен под залог в размере 30 000 евро. После зачитывания решения он не был арестован. Фролову также назначен заперт на выезд из страны.