Министр охраны окружающей среды и регионального развития (МООСРР) Артурс Томс Плешс запросил от председателя Даугавпилсской думы Андрея Элксниньша график демонтажа двух памятников советского периода в Даугавпилсе, о чем министр указал в своем письме Элксниньшу.
В письме министр указывает, что 21 июля он обратился ко всем самоуправлениям с просьбой обеспечить своевременное выполнение требования закона. В том письме министр попросил все самоуправления подготовить графики с указанием сроков, в которые будет производиться демонтаж объектов. До 5 августа их нужно было подать МООСРР.
В письме от 29 июля председатель Даугавпилсской думы Элксниньш сообщил министерству, что для подготовки соответствующего графика необходима дополнительная информация от ответственных госучреждений.
26 июля самоуправление обратилось к Министерству культуры и Управлению национального культурного наследия с просьбой дать оценку двух попадающих, согласно закону, под демонтаж объектов:
- Памятник солдатам Красной армии
- Памятник солдатам 360-й стрелковой дивизии Красной армии.
Элксниньш также попросил дать заключение о квалификации демонтируемых объектов в соответствии с второй и пятой частями 6-й статьи закона.
Первая часть 5-й статьи Закона о запрете экспонирования и демонтаже объектов, прославляющих советский и нацистский режимы в Латвии предусматривает, что, при оценке соответствия объекта критериям, указанным в третьей статье, определяется время его создания, цель установки и идеологический посыл, размещение объекта а также художественная ценность его оригинальных деталей или фрагментов, архитектурное качество или его культурно-историческое или просветительское значение. Перед демонтажем объекта производится его фотофиксация и документация.
Если оригинальные детали или фрагменты демонтируемого объекта представляют художественную ценность, перед демонтажем объект документируется с применением трехмерного лазерного сканирования.
Вторая часть 6-й статьи закона предусматривает, что если демонтируемый объект классифицируется как культурно-историческое инженерное строение, для его демонтажа применяется порядок, предусмотренный регулирующими строительную отрасль нормативными актами — извещение о строительстве.
Также пятая часть шестой статьи закона предусматривает, что если объект классифицируется как элемент благоустройства среды, для его демонтажа не применяются нормативные акты, регулирующие строительство.
В ответ на просьбу предоставить заключение о квалификации предусмотренных под снос объектов, Управление национального культурного наследия (Управление) сообщило, что обозначенные объекты соответствуют второй части 6-й статьи закона и классифицируются как строения культурно-исторического значения соответственно третьему подпункту 1-й статьи Закона о строительстве.
Также Управление указало, что объект Памятник солдатам Красной армии на улице 18 ноября, согласно первой части 5-й статьи должен быть задокументирован с использованием 3D лазерного сканирования, которое может быть произведено в период до 16 сентября.
По мнению Плешса, трехмерное лазерное сканирование не является основанием для решения не демонтировать указанный объект.
Вместе с тем, несмотря на тот факт, что Управление планирует провести соответствующие действия, самоуправление уже сейчас может провести закупку и распланировать прочие организационные моменты, чтобы после завершения лазерного сканирования своевременно произвести демонтаж.
Плешс потребовал, чтобы Элксниньш в течение 20 дней подготовил график, согласно которому будут демонтированы оба объекта, а также подробную информацию об уже предпринятых мерах, чтобы не позднее чем в установленные законом сроки и порядке был произведен демонтаж памятников.
Как известно, 30 июня Даугавпилсская дума приняла решение обратиться в Конституционный суд с намерением оспорить соответствие упомянутого закона Конституции Латвии.