На этой неделе исполнится месяц с тех пор, как были открыты конверты с предложениями по аренде АО Pasažieru vilciens новых электропоездов, но до сих пор ничего не ясно в отношении победителя.
Южнокорейский концерн Hyundai предложил лучшую цену, а швейцарский производитель Stadler предлагает быстрые строки поставки. Шансы польского Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA не так высоки по сравнению с двумя другими претендентрыми ощущается политическое лобби, пишет портал Pietiek.
Согласно имеющейся в распоряжении портала информации, которую в Министерстве сообщения не комментируют, дабы избежать подозрений в процессе конкурса на аренду новых электропоездов сроком на 15 лет, самую выгодную цену предложил Hyundai — около 350 млн евро. Цена, предлагаемая Stadler, намного выше. По данным портала, она составляет около 500 млн евро.
Проинформированные о ходе конкурса источники также рассказали, что Pasažieru vilciens запросил несколько технических уточнений от южнокорейского производителя Hyundai, поскольку предложенные им поезда не соответствуют латвийской обстановке. Например, высота пола не отвечает высоте латвийских перронов.
Дополнительные пункты в тендере дают и сроки поставки, которые являются приоритетом для Pasažieru vilciens. Самую быструю поставку обещает Stadler — в течение 18 месяцев, а Hyundai — на полгода дольше. По словам должностных лиц, на сроки поставки Hyundai могут еще повлиять и технические несоответствия, ведь в отличие от Stadler, чьи поезда уже закуплены в Эстонии, южнокорейцам соответствующие поезда нужно еще построить и сертифицировать.
Уже сообщалось, что в разговорах о тендере на новые поезда засветились менеджеры, связанные с политическими покровителями — так называемой «шестеркой Олштейнса», — что вызвало подозрения в попытках политически упорядочить многомиллионный тендер в пользу того или иного поставщика. Официальным представителем одного из возможных поставщиков — Hyundai — на переговорах стал ранее неизвестный предприниматель без соответствующего опыта — Харалдс Балодис, чьим партнером по бизнесу является сторонник «шестерки» Клавса Олштейнса Мартиньш Тенбергс. Вторым переговорщиком Hyundai был Марис Гаварс, назначенный во времена Айнарса Шлесерса в правления обществ Минсообщения с капиталом.
А политическим тылом Stadler называют «Единство», в ряды которой этой зимой вступил и министр сообщения Анрийс Матисс. Уже до объявления повторного тендера, в кулуарах месяцами витали подозрения о том, что новый тендер на поезда будет организован таким образом, что будет выгоден швейцарской компании Stadler. Реальные признаки этого появились с выдвижением приоритетного критерия, а именно: сроки поставки.
Желаемый срок поставки — 2016 год — указывает на Stadler, как на реального претендента, который недавно произвел поставку 18 похожих электропоездов для Эстонии, и Pasažieru vilciens, объявив конкурс, смог бы быстрее гарантировать поставку готовых поездов для Латвии. А еще заметны похожие черты между финансовой моделью эстонского тендера и предложенными Pasažieru vilciens. В Эстонии часть поездов куплена в кредит (правда, 85% составляет европейское софинансирование), а часть — по договору аренды на 20 лет.
Ref: 102.112.112.259