Линас Егелевичус специально для BNN
Литовская парламентская рабочая группа, которую возглавляет председатель комитета Сейма Литвы по социальным делам и вопросам труда Юстас Джугелис, предложила правительственным партиям подписать соглашение, признающее, что демографический спад представляет угрозу национальной безопасности.
Рабочая группа, созданная для решения проблем рынка труда, работает почти год. Однако рекомендации по вопросам демографии и политики миграции, опубликованные в конце прошлого года, заставляют нахмуриться в недоумении даже партнеров Джугелиса по консервативному флангу. Многие считают, что такая трактовка слишком сурова и драматична.
Миндаугас Скритулскас из правящей консервативной партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» поделился своим мнением с BNN: «Не думаю, что фраза «признать демографический спад угрозой национальной безопасности» уместная.
Конечно, я не отрицаю важность вопроса, он действительно острый, но я, скорее, обратил бы внимание на способы, как повысить рождаемость в стране.
Быть может, многие помнят, как принятые в 2007-2008 году меры действительно дали результаты — рождаемость выросла».
Год назад Статистическое управление Литвы сообщило, что в последнее десятилетие численность жителей Литвы сократилась на 233 тыс. человек.
1 января 2021 года в Литве проживали 2,81 млн жителей, что значительно меньше по сравнению с 3,043 млн в 2011 году и 3,48 млн жителей в 2001 году.
По данным статистики, за 11 месяцев 2022 года страну покинули 42 тыс. жителей.
После публикации рекомендаций Джугелис и другие депутаты, а также специалисты по делам демографии подискутировали на эту тему в программе Žinių radio «Вопрос дня». Джугелис указал, что вопросы демографии и рабочей силы связаны с многими другими процессами и настаивал на том, что правительство должно быть готово к вызовам демографии: «С другой стороны, нет простого рецепта, как добиться, чтобы женщины, живущие по принципам западной демократии, строящие карьеру, работающие над достижением своей мечты и не видящие детей в качестве обязательной необходимости, захотели бы рожать…
Ни социальная поддержка, ни другие подобные выплаты не станут тем, что заставит женщин отказаться от мечты. Такова реальность».
Одна из рекомендаций ссылается на плохое состояние здоровья литовцев. Политик отмечает: «Нам нужно повысить трудоспособный возраст популяции и подумать о том, как вернуть тех литовцев, которые сейчас трудятся за границей, но рассматривают возможность вернуться домой».
Джугелис также указал, что необходимо улучшить условия для кратковременной работы и жизни в Литве, но в то же время подчеркнул, что рабочая группа не подразумевает под этим введение дешевой рабочей силы:
«Мы обращаем внимание на привлечение новых, талантливых образованных и востребованных профессионалов. Здесь есть два аспекта: один — бюрократическое бремя, сдерживающее людей от поездки сюда. Вторая сторона монеты это, конечно, зарплаты».
Депутат Сейма Литвы Аста Кубилиене в ходе дискуссии отметила, что главные проблемы демографии связаны с низкими показателями рождаемости и эмиграцией. «Сокращение численности жителей — угроза для всей общественной структуре Литвы. Мне кажется, что это очень важно, и после того, как мы назовем эти проблемы, мы сами же должны их решить, а не ждать, что кто-то явится нас спасать», — сказала политик. По ее словам, политика правящей коалиции не способствует улучшению рождаемости в стране.
Кубилиене призвала посмотреть на пример Венгрии, где семьям с четырьмя детьми не нужно платить налоги. И таких примеров много.
В то же время представитель оппозиции Иева Качинскайте-Урбониене сказала, что такие вопросы, как демография и рабочая сила, нужно решать путем дискуссий и дебатов, а не создавая объемные рекомендательные документы. «Слишком большой акцент делается на содействии иммиграции и слишком мало внимания уделяется тому, как мы решаем вопросы демографии на месте. Существуют различия в идеологии и системе ценностей, а это значит, что решение может найтись только в дискуссиях. Кажется смешным, что рекомендации советуют подписать соглашение, когда мы даже в небольшой группе не можем провести дискуссию по важным вопросам», — прокомментировала Качинскайте-Урбониене. По ее мнению, Джугелис даже не пытался призвать участников рабочей группы искать компромиссы и лучшие решения.
Исследователь Института демографических исследований Макса Планка Доматас Ясиленис отметил, что численность населения будет сокращаться по разным причинам: «Эмиграция снова возрастает. Мы говорим об иммиграции но не можем удержать людей в Литве. Мы не должны ставить нереальные цели, мы должны просто понять, что нас становится меньше. Это сокращение нужно взять под контроль и снизить его».
По мнению исследователя, число жителей сокращается из-за опустения регионов.
Удобная инфраструктура, необходимая родителям, возможность объединять работу с воспитанием детей, должное распределение обязанностей отца и матери — вот что может помочь в решении проблем.
Дайнюс Кепенис считает, что демография является лишь частью совокупности проблем. В беседе с BNN он сказал: «Мы пытаемся снова изобрести велосипед. Все, что нужно, это помнить, что светлейшие головы Литвы говорили в межвоенный период. Вспомним, что писал Видумнас (прусско-литовский учитель, поэт, гуманист и философ) в своем популярном труде «Тайны материнства и отцовства». К сожалению, роль родителей утратила свою привлекательность и суть. Мы отдали ее в руки глобализма и прочих тенденций. Если мы не предпримем меры сейчас, будет слишком поздно».
Скорее всего, правящая коалиция все же не подпишет предложенное Джугасом соглашение. Стикритулскас отметил BNN: «Выделенная в 2007-2008 году финансовая поддержка семьям, воспитывающим несколько детей, оказалась эффективной, и надо вновь обдумать ее… На уровне самоуправлений необходимо предоставить более широкую поддержку молодым семьям, возвращающимся домой. Например, самоуправление Паланги, из которого я сам, приняло решение в первом полугодии после возвращения выплачивать молодым семьям 50% от уплачиваемого подоходного налога».
Считается, что в 2030 году в Литве будет проживать менее 2,5 млн жителей, а в 2045 году их число сократится до двух миллионов.