В начатой Россией войне тактически операционная наземная инициатива сейчас находится полностью на стороне Украины. Таким мнением в интервью журналу Ir поделился начальник службы контроля за вооружением Национальных вооруженных сил, полковник Эрикс Наглис.
Он считает, что данная инициатива, в первую очередь, относится к военной сфере, поскольку Украине успешно удалось освобождение Харькова и Херсона, к тому же для украинцев это еще и моральная инициатива.
Сейчас самые тяжелые секторы — Бахмут, Авдеевка и Донецк. В целом у российской армии существенных достижений по-прежнему нет. «Происходит заминка на месте с локальными боями — здесь нападает одна сторона, там — другая. Можно сказать, стабильно сложная ситуация», — сказал полковник.
Россия в свою очередь сейчас вынуждена защищаться и перейти в оборону, что является серьезным изменением с начала войны.
«На стороне России происходят довольно хаотичные действия — украинцы своими операциями вынуждают их метаться от одного сектора фронта к другому. Противника нужно опередить в хитрости и мудрости. Сейчас украинцам это удалось»,
— добавил военный.
Наглис также отмечает, что общая ситуация на фронте подтверждает, насколько успешно украинцам удается заставить Россию играть по своим правилам. «Нужно стараться это поддерживать и развивать, ни в коем случае не останавливаться, — сказал Наглис. — Думаю, у украинцев на всем широком фронте могут возникнуть паузы, но определенно нужно вновь искать следующие слабые места [русских], по которым нанести мощный удар».
Полковник считает, что украинцам сейчас важно активизироваться в Запорожской области и попытаться путем наступления вбить клин между российскими военными группировками, находящимися сейчас в Херсоне, и другими — в Запорожской и Донецкой областях, стараясь развернуть их в направлении Мелитополя или Бердянска, поскольку за клином последует новый эффект — вся российская военная группировка, которая сейчас находится в Херсонской области, фактически будет отрезана от наземных путей снабжения, что станет угрозой для российских группировок в Зопорожской и Донецкой областях и поставит русских в сложную ситуацию.
Освобождение Крыма, на взгляд эксперта, может оказаться еще сложнее, поскольку русские считают его своей территорией, и, соответственно, будут готовиться к защите Крыма серьезнее.
«Русским придется передислоцировать свои силы из других секторов фронта на защиту Крыма. Для украинцев это может стать шансом на освобождение в Донецкой области и, возможно, где-то еще. Следующее, о чем следует подумать украинцам — углубление в Запорожье и Мелитополь. Наверняка, они уже обдумывают это, о чем свидетельствует движение военных сил. Вероятно, это может стать новым сценарием», — подсчитал Наглис.
«Крым — это вообще отдельная история. Русские относятся к нему серьезнее.
Крым — важный российский военный бастион, в котором располагается Черноморский военный флот.
После аннексии Крыма они приложили немало усилий и средств, чтобы разместить там крупные и разнообразные военные силы, в том числе ракеты.
С потерей Крыма Россия утратит совершенно весь свой Черноморский флот и влияние на Черном море. Для них это будет огромным ударом», — добавил полковник. Однако, он считает, что это не означает, что Украине не стоит пытаться вернуть эту территорию. Однако это более сложный и серьезный вопрос.
По словам Наглиса, Украине следует «поддерживать темп, инициативу, нужно жать, жать и жать», поскольку, если украинцы остановятся, у русских появится преимущество и появится время для снабжения своих отрядов.
Полковник признал также, то надежды России, судя по тому что происходит на войне, практически непостижимы.
«У них все довольно печально. Да, такова надежда русских — продолжать обстреливать гражданскую инфраструктуру, системы энергоснабжения. Если электричества нет, сразу возникает ряд других проблем — не только нехватка света, нет и тепла и водоснабжения. Цель одна — террор и таким образом заставить общество страдать, чтобы они оказали давление на своего президента и власти, что война должна быть прекращена, нужно начать с Россией мирные переговоры — мы мерзнем, тонем во тьме и зиме».
«Это, наверное, то, на чем сейчас акцентируется Россия. Если не получается сделать что-то на поле боя, тогда тактикой террора попытаются добиться, чтобы жители Украины надавили на свое правительство. […] К сожалению, такую тактику, не получив достижений на поле битвы, выбрала Россия», — сказал полковник.