Бюро интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO) провело опрос, показавший отношение жителей Латвии и стран ЕС к покупке подделок и нелегальному доступу к охраняемому авторским правом содержанию.
В целом 80% опрошенных европейцев согласны с тем, что покупка контрафактной продукции способствует поддержке преступных организаций, подрывая работу предприятий и рабочие места. К тому же 83% опрошенных считают, что покупка подделок поддерживает неэтичные действия. Двое из трех считают, что поддельная продукция может представлять опасность здоровью, безопасности и окружающей среде.
Однако треть (а точнее 31%) европейцев считают допустимым приобретать подделки, если стоимость оригинальной продукции слишком высока. Если речь идет о молодых людях в возрасте 15-24 лет, эта пропорция возрастает до 50%.
В Латвии 44% опрошенных не были уверены в том, что купленный ими товар был оригинальным. 16% опрошенных отметили, что сознательно приобретали неоригинальную продукцию.
Кроме того,
17% респондентов из Латвии признались, что сознательно подключались к незаконным источникам определенного контента,
главным образом, чтобы посмотреть спортивные трансляции.
Что касается пиратства, 82% европейцев согласны с тем, что получение цифрового контента, используя нелегальные источники, создает риски нечестной практики (мошеннические действия или информация, не подходящая для несовершеннолетних). В прошлом году четыре из десяти европейцев платили за доступ к нужному им содержанию из легального источника, и в Латвии, как показал опрос, таких 39%.
В ходе опроса, выяснилось, что за последние 12 месяцев контрафактную продукцию сознательно приобретали 13% европейцев.
Этот показатель возрос до 26% в возрастной группе от 15 до 24 лет, что в два раза больше, чем в среднем в ЕС. В возрастной группе от 55 до 64 лет он снижается до 6%; среди детей в возрасте от 65 лет и старше — ниже 5%.
Среди жителей стран ЕС удельный вес жителей, сознательно покупающих подделку, колеблется в пределах от 24% в Болгарии до 8% в Финляндии. Кроме Болгарии, подделками не гнушаются в Испании (20%) Ирландии (19%), Люксембурге (19%) и Румынии (18%).
Чаще всего снижение стоимости оригинального товара указывалось в качестве основной причины (43%) прекращения покупки подделок. Риск плохого опыта (низкое качество товара — 27%, риски безопасности — 25%, штрафы — 21%) также являются главными факторами, сдерживающими потребителей от покупки подделки.
Также возрастают и сомнения по поводу аутентичности товара. Почти четыре из десяти опрошенных европейцев (39%) задумывались о том, не купили ли они подделку. То же утверждали половина молодых людей (52% молодежи).
Различия по странам тоже заметны: если примерно четверть потребителей в Дании и Нидерландах (26%) не были уверены в том, купили ли они оригинал или нет, то в Румынии этот показатель составил 72%.