Запрет судам, следующим под российскими флагами, входить в порты Европейского союза не окажет существенного влияния на Рижский и Лиепайский порты, отметили представители портов.
Руководитель отдела по связям с общественностью Управления Рижского свободного порта Лиене Озола отметила, что суда с российскими флагами ни по объему перевозимых грузов, ни по их общему количеству в Рижском порту никогда не создавали существенную долю, а поэтому решение запретить таким судам входить в порты ЕС не повлияет на работу Рижского порта.
Она также сообщила, что, согласно обобщенным данным Управления Рижского свободного порта, в 2021 году в Рижский свободный порт вошли 77 кораблей под российскими флагами, что составляет неполные 3% от общего числа обслуженных за год в Рижском порту 2 870 судов. Из указанных 77 российских кораблей было 68 сухогрузов и девять танкеров.
Озола отметила, что и в предыдущие годы удельный вес российских судов в Рижском порту был схожим. Кроме того, по ее словам, российские суда привозили различные насыпные грузы — сельскохозяйственные грузы, щебень и другие, а также нефтепродукты. При этом суда вывозили химические насыпные грузы, торф, лесоматериалы, льняное семя и прочие грузы.
В основном обслуженные в порту российские корабли не были крупными. Они обслуживали несколько портов в регионе Балтийского и Северного морей, пояснила Озола.
В то же время она отметила, что в связи с этим решением грузоперевозчикам придется выбирать корабль под другим флагом или с другим владельцем, и, возможно, возрастут фрахтовые ставки судов в данном сегменте, поскольку на рынке будет доступно меньше судов, но это не будет касаться только Рижского порта.
Также и представитель Лиепайской специальной экономической зоны (ЛСЭЗ) Лига Ратниеце-Кадеге сообщила, что в Лиепайском порту суда под российским флагами не доминировали, поэтому не прогнозируется, что соответствующее решение значительно повлияет на работу Лиепайского порта и на оборот грузовых перевозок.
Читайте также: 47-й день войны в Украине: найдено новое массовое захоронение, в Приднестровье возможная российская провокация, Россия стягивает силы
Ратниеце-Кадеге подчеркнула, что управление ЛСЭЗ очень тщательно соблюдает и регулярно следит за введенными санкциями, работая соответственно порядку «Управления санкционными рисками Управления Лиепайской СЭЗ» и «Методике анализа рисков судов и судоходных компаний/владельцев». Это означает, что, получив заявку судна о входе в Лиепайский порт, проводится тщательная проверка информации о судне, операторе и его владельце в международных санкционных списках.
Принятые новые санкции о запрете российским судам доступа к портам — решение, которое как и другие, будет соблюдено отметила Ратниеце-Кадеге.
Она также проинформировала, что в первом квартале 2022 года оборот грузов в Лиепайском порту составил 2 045 млн тонн, что гораздо больше, чем в первые три месяца 2021 года.
Также представитель ЛСЭЗ подчеркнула, что с девяностых годов прошлого века Лиепайский порт тщательно работал над привлечением местных грузов и связкой с городской индустрией. Более 55% грузов в Лиепайском порту — грузы местного происхождения.
Представитель Управления Венстпилсского свободного порта Инга Иевиня ранее сообщила, что суда под российскими флагами в Венстпилсский порт почти не заходят. В прошлом году таких было всего шесть.
Что же касается российских и белорусских грузов, Иевиня сообщила, что у управления порта нет конкретной информации об объеме грузов, на которые будут распространяться санкции, но порт однозначно будет соблюдать все ограничения.
Иевиня также сослалась на сказанное ранее министром транспорта о том, что при худшем исходе сокращение грузов в Вентспилсском порту составит две трети.
При этом она подчеркнула, что сейчас прогнозировать конкретное влияние невозможно.
Также ранее сообщалось, что в пятницу, 8 апреля, ЕС принял новые санкции в отношении России и Белоруссии, запрещающие в транспортной отрасли российским и белорусским компаниям осуществлять грузовые автоперевозки в ЕС, а также запрещают судам, следующим под российскими флагами, входить в порты ЕС.