Порядок декларирования приобретенных за пределами ЕС товаров с 1 июля коснется большей части латвийских жителей

В интернет-магазинах за пределами Европейского союза (ЕС) хотя бы одни раз делали покупки 62% латвийских жителей, и в основном это происходило на китайских платформах онлайн-торговли, свидетельствует проведенный Институтом финансов Swedbank опрос.

К тому же каждый пятый вне ЕС делает покупки регулярно – минимум раз в месяц. Именно на этих покупателей больше всего повлияют изменения с 1 июля, когда вступит в силу новое регулирование ЕС. Оно предусматривает, что все приобретенные в третьих странах товары придется декларировать и платить за них налог на добавленную стоимость (НДС).

Чаще всего жители Латвии (82%) для покупок вне ЕС выбирают китайские интернет-магазины. Особенно характерен такой выбор для покупателей, которые вне ЕС делают покупки регулярно – хотя бы раз в месяц. В других странах подобные покупки делаются значительно меньше, на втором месте расположилась Великобритания, где делают покупки 29% потребителей из Латвии, а остальные страны отстают еще больше. Интенсивнее всего за пределами ЕС делают покупки молодые люди в возрасте 18–29 лет – 17% опрошенных в этой возрастной группе указывают, что делают это чаще двух раз в месяц, при этом чаще всего – почти треть опрошенных – в интернет-магазинах США.

«На привычки шопинга людей существенно повлияла пора Covid-19, когда многие магазины резко перешли на дигитальные платформы или пополнили имеющиеся платформы. Большое число регулярных покупателей не является сюрпризом, особенно в аудитории молодых людей, для которых дигитальные привычки – само собой разумеющаяся часть повседневной жизни. Отдельно стоит рассматривать привычку делать в интернете покупки за пределами ЕС несколько раз в месяц – вероятнее всего, у этих жителей скорее имеется привычка регулярно покупать, что вызывает сомнения в целесообразности и необходимости приобретенных товаров. В этом случае стоило бы тщательно обдумать свое финансовое планирование: отдельные небольшие покупки в месячном или даже годовом сечении могут образовывать внушительную сумму», – поясняет эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа.

Суммы, уходящие на интернет-покупки за пределами ЕС, в большинстве случаев небольшие. До 80% покупателей на эти цели выделяют не более 50 евро в месяц, а каждый десятый позволяет себе тратить и больше. Наибольшие ежемесячные траты показывают жители, которые предпочитают делать покупки в российских интернет-магазинах: в этой группе почти втрое больше удельный вес потребителей, которые на покупки вне ЕС ежемесячно тратят более 50 евро в месяц. В то же время для покупок в китайских интернет-магазинах характерны выраженно низкие траты: в 38% таких магазинов клиенты тратят суммы, которые не превышают 10 евро в месяц, а еще 48% укладываются в пределы 10–50 евро.

«Для китайского рынка характерен очень широкий сегмент низких цен – недаром китайские интернет-магазины ценятся во всем мире. С 1 июля, правда, придется смотреть, не слишком ли налог, который надо платить, чтобы растаможить посылку небольшого объема, повышает цену товара. К тому же может оказаться, что покупатель намного охотнее обойдется без этого товара или найдет равноценное решение в интернет-магазинах ЕС, чем каждый раз будет осуществлять процедуру растаможивания», – рассказывает Эвия Кропа.

Жители, которые в повседневной жизни делают покупки в интернете, в целом хорошо проинформированы об изменениях, касающихся покупок вне ЕС, – 90% слышали о новых требованиях, которые вступят в силу с 1 июля сего года. Большинство покупателей (64%) смотрят на них с опасением, признавая, что необходимость декларировать и оплачивать НДС за все, даже небольшого объема посылки из стран, которые находятся за пределами ЕС, для них является неприятным новшеством. Среди тех потребителей, которые действительно регулярно делают покупки вне стран ЕС, особенно в Китае, неудовлетворенность еще выше.

Реагируя на неприятные изменения в порядке приобретения товаров, 23% жителей, которые раньше делали покупки за пределами ЕС, планируют полностью отказаться от этой привычки, а еще 57% прогнозируют, что впредь в таких магазинах будут покупать товары реже и тратить на это меньшие суммы. Ожидается, что третья часть населения в будущем могла бы переориентироваться и покупки чаще делать в интернет-магазинах стран ЕС. Такой прогноз чаще всего дают потребители, которые раньше делали покупки в интернет-магазинах Великобритании (32%) и России (51%).

Существенный спад объема покупок ожидается в сегменте низких цен. 38% покупателей, которые на покупки вне ЕС ранее тратили не более 10 евро в месяц, обдумывают возможность полностью от них отказаться со вступлением в силу директивы. В то же время после 1 июля в прежнем объеме планируют делать покупки вне ЕС лишь 9% клиентов интернет-магазинов таких стран из Латвии, в основном жители с высокими доходами свыше 1000 евро (18%).

Опрос «Покупки за пределами ЕС» проведен Snapshots в мае 2021 года. При этом в интернете было опрошен 701 латвийский житель в возрасте 18–74 лет.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости