Министерство сообщения предлагает снизить требования к уровню и категории владения государственным языком для кондукторов в пассажирских поездах. Об этом свидетельствуют поданные на собрании госсекретарей поправки Кабинета министров «Об объеме знания государственного языка и порядке проверки навыков владения государственным языком и государственной пошлине за проверку навыков владения госязыком».
Поправки разработаны по инициативе Минсообщения и АО Pasažieru vilciens, чтобы предусмотреть возможность работы в железнодорожной отрасли для людей с меньшими знаниями латышского языка.
Действующие требования предусматривают, что кондуктор поезда должен владеть государственным языком на категорию C1. Минсообщения отмечает, что, оценив рабочие обязанности должности, было констатировано, что для выполнения обязанностей кондуктора не требуется знание языка на столько высоком уровне, поскольку
владение языком на категорию C требуется также от руководителей предприятий и структурных единиц, высококвалифицированных специалистов, от персонала и педагогов вузов, поэтому языковые требования к кондукторам можно снизить до категории B1, которая распространяется также на другие профессии и должности, связанные с оказанием услуг для жителей.
Министерство отмечает, что кондуктор, выполняя свои рабочие обязанности, должен уметь поддержать простой диалог на бытовые и известные ему профессиональные темы, коротко сформулировать свое мнение, читать и понимать тематические тексты простого содержания, а также должен быть способен подготовить типовые документы — заявления, акты и т. п, и простые тексты на бытовые темы или на темы, связанные с работой. Также кондуктор должен быть способен воспринимать и понимать латышскую речь и простые тексты на профессиональные или бытовые темы.
Минсообщения отмечает, что для проводников и контролеров поездов уже действует требование знания языка на категорию B.
О поправках к закону предстоит решить правительству и Сейму.