Ассоциация стивидорных компаний Латвии (АСКЛ) сообщает, что она как представитель портовой отрасли обратилась к правительству со своими предложениями по строительству инфраструктуры сжиженного природного газа (СПГ) в Латвии.
Проект должен быть реализован в рамках международных и прозрачных закупок, а также исходя из стратегических интересов страны. Необходимо учитывать приоритеты зеленого курса и текущую ситуацию, когда потребление газа значительно снизилось. АСКЛ подчеркивает, что современный терминал СПГ
Должен УМЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ИМПОРТИРОВАТЬ ГАЗ, НО И ЭКСПОРТИТЬ латвийские ЗЕЛЕНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.
Поэтому АСКЛ предлагает правительству представить отрасли мнение независимого аудитора Pricewaterhouse Coopers о внешнем анализе рисков проекта терминала СПГ.
Бизнесмены, с которыми связалась АСКЛ и которые занимаются развитием и обслуживанием терминалов СПГ, видят разумный потенциал для такого проекта в одном из крупных портов Латвии – Вентспилсе, Риге или Лиепае. Все три порта имеют для этого необходимую базовую инфраструктуру.
По имеющейся у АСКЛ информации, по мнению представителей портовой отрасли, наиболее готовые и подходящие для интересов Латвии проекты будут реализовываться в Риге или Вентспилсе. Кроме того, в Вентспилсе уже есть проект терминала СПГ, технически разработанный Ernst & Young в 2012 году.
Ассоциация напоминает, что, представляя интересы предпринимателей портов Вентспилса, Риги и Лиепаи, уже несколько лет следит за планами строительства инфраструктуры СПГ. В момент оглашения заявления правительства о возможном открытии терминала, представители портовой индустрии с первого дня активно участвовали в обсуждении, представляя латвийских и международных предпринимателей, имеющих практический опыт и технические возможности в разработке таких масштабных проектов.
По приглашению Министерства экономики (Минэкономики) АСКЛ приняла участие в независимой комиссии, оценивавшей заявки на тендер, объявленный в апреле 2022 года.
Благодаря ПРОФЕССИОНАЛЬНой ЭКСПЕРТИЗе АСКЛ были ВЫсвечены ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЛЮБОГО СПГ-ТЕРМИНАЛА
– буксиры, специальные платформы, а также необходимый ледокол в случае со Скулте.
Идея международного конкурса была правильной, подчеркивает АСКЛ. В свою очередь, участие в объявленном тендере – без четкой документации и госпланов со сроком подачи с начала апреля по 13 мая 2022 года – никак не привлекало крупных международных инвесторов. В столь короткие сроки, без долгосрочного национального видения и данных невозможно было подготовить разумный проект такого уровня на основе экономически обоснованных расчетов.
Председатель совета АСКЛ Арис Озолиньш заявил: «Портовая индустрия хочет обратить внимание латвийской общественности на то, что должны быть четкие прогнозы потребления газа в долгосрочной перспективе (до 15 лет), следует учитывать долгосрочные цели ЕС по диверсификации энергоресурсов, обязательные для Латвии. В том числе терминалы СПГ, построенные соседними с нами странами, которые уже обеспечивают очень большие мощности».
Поэтому АСКЛ призывает правительство воспользоваться появившейся сейчас возможностью построить действительно современную инфраструктуру СПГ. Такой, которую можно было бы использовать как для импорта природного газа и заправки судов, так и в долгосрочной перспективе для экспорта зеленой энергии, произведенной в Латвии. Ее потенциал подтверждает глава Латвийской федерации возобновляемой энергии Яни Ирбе: «В ближайшие несколько лет потребуется инфраструктура, с помощью которой можно было бы экспортировать произведенную в Латвии зеленую энергию».
Предприниматели, работающие в портах, ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ВИДЯТ ЧЕТКОГО ОБОСНОВАНИЯ тому, ПОЧЕМУ ПРОЕКТУ СКУЛТЕ БЫЛ ПРИсвоен СТАТУС ОБЪЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
Портовая отрасль Латвии заинтересована в создании экономически лучшего и наиболее ценного СПГ-проекта, заключает в своем сообщении АСКЛ.
Ассоциация стивидорных компаний Латвии – кластер портовой индустрии, объединяющий портовых предпринимателей из Лиепаи, Вентспилса и Риги. АСКл разрабатывает различные проекты и инициативы по развитию портовой отрасли для продвижения и создания в них услуг с высокой добавленной стоимостью. Ассоциация является членом Совета портов, транзита и логистики Латвии.
Читайте также: Премьер не исключает, что в случае завышенных требований государство само может построить СПГ-терминал