Президент Латвии Эгилс Левитс остановил публикацию поправок к закону о портах, предоставив возможность провести по этому вопросу референдум.
По информации, опубликованной в газете Latvijas Vēstnesis, Левитс на два месяца приостановил публикацию принятых Сеймом поправок к Закону о портах «на основании72-й статьи Конституции и в связи с заявлением 36 депутатов Сейма от 18 февраля».
72-я статья Конституции Латвийской Республики (Сатверсме) предусматривает, что президент должен остановить публикацию поправок, если того требуют не менее одной трети членов Сейма. Остановленный таким образом закон должен быть передан на народное голосование (референдум), если референдум требуют не менее одной десятой части — около 155 000 — избирателей.
Если необходимое количество подписей не удастся собрать за два месяца, закон будет провозглашен.
Однако референдум не будет проводиться, если Сейм еще раз проголосует за закон и если за его принятие выскажутся не менее трех четвертей всех депутатов, говорится в Конституции. В свою очередь, 71-я статья Конституции позволяет президенту государства в течение десяти дней после принятия закона потребовать его повторного рассмотрения в Сейме.
Подписи 36 парламентариев были собраны по инициативе депутатов Сейма Латвии от «Союза зеленых и крестьян». Как сообщила представитель СЗК Даце Карклиня, заявление президенту подписали депутаты фракции СЗК Улдис Аугулис, Викторс Валайнис, Эдгарс Таварс, Янис Дуклавс, Янина Ялинска, Гундарс Даудзе, Марис Кучинскис, Янис Вуцанс, Армандс Краузе и Раймондс Бергманис.
Кроме того, его подписали также депутаты фракции «Согалсие» Иван Клементьев, Иварс Зариньш, Николай Кабанов, Регина Лочмеле, Янис Тутинс, Эдгарс Куцинс, Сергей Долгополов, Инга Голдберга, Виталий Орлов, Иван Рыбаков, Валерий Агешин, Янис Кришанс и Игорь Пименов.
За остановку поправок подписались и другие оппозиционные депутаты — Дидзис Шмитс, Роман Наудиньш, Рамона Петравича, Марис Можвилло (ЗЧЛ), Карина Спруде (ЗиП), Ральфс Немиро, Эвия Папуле, Вячеслав Домбровский, Юлия Степаненко (ЛПВ), Любовь Швецова (ЛПВ), Каспарс Гиргенс (Р), Эрикс Руценс (Р) и Ингуна Рибена.
Депутаты от оппозиции считают, что принятые поправки к закону о портах обоснованы политическим лозунгом о необходимости провести «простую реформу управления портами», при котором подразумевается, что преобразование управлений Рижского и Вентспилсского портов как отчужденных лиц публичного права в государственные общества капитала — «формальный вопрос, не требующий должного обсуждения с Сейме».
Также по теме: Глава БАТЛ: коммерсант несет ответственность не только за бизнес — от него зависят и работники
Депутаты подчеркнули, что
поправки создают недопустимый прецедент и «в будущем угрожают территориальной и финансовой автономии фактически любого самоуправления» Латвии при осуществлении реформы, которая не обсуждалась в достаточной мере, которая является безосновательной и по сути ненужной.
Как отметил глава фракции СЗК в Сейме Улдис Аугулис, во время дискуссий о смене модели управления портами, в ответственной за законопроект парламентской комиссии много раз задавался вопрос о том, как реформа повлияет на развитие портов, однако оценка так и не была получена. «Стоимость активов, с которыми будут работать новые общества капитала, составит полмиллиарда евро. При этом не проведена оценка, которая обоснованно аргументировала бы поспешную, не рассмотренную в дискуссиях смену управления портов», — указал председатель фракции СЗК.
В письме президенту депутаты Сейма указали, что, согласно принятым поправкам, около 42% административной территории Вентспилса (в том числе собственность самоуправления стоимостью свыше 150 млн евро) «без какого-либо экономического и правового основания» будет передано в бессрочное и безвозмездное пользование.
В Законе о портах предусмотрено право государственного общества капитала по собственному усмотрению использовать принадлежащее самоуправлению Вентспилса недвижимое имущество, сдавать его в аренду, арендовать, застраивать, обременять и свободно распоряжаться всем доходами, полученными при использовании муниципальной собственности.
Как сообщается, после длительных дебатов Сейм в окончательном чтении принял поправки к Закону о портах, определяющих смену модели управления Рижскимии Венстпилсским портами.
Закон предусматривает, что Рижский и Вентспилсский порты будут преобразованы общества капитала. Кроме того, Сейм изменил название закона с закона «О портах» на «Портовый закон».
Согласно поправкам, Управление Рижского свободного порта и Управление Венстпилсского свободного порта должны быть ликвидированы до 31 декабря 2022 года.
До 31 декабря нынешнего года должны быть перезаключены заключенные управлениями Рижского и Вентспилсского портов договоры и действующие договоры с поставщиками портовых услуг, с коммерческими обществами, которые появятся вместо прежних управлений.
Держателем долей капитала в таких предприятиях со стороны государства будут Министерство транспорта (сообщения), Министерство финансов, Министерство экономики и Министерство охраны окружающей среды и регионального развития.
Акции будут распределены в следующей пропорции: 40% акций будут принадлежать Минтранспорта, 20% — Минфину, 20% — Минэкономики и еще 20% — МООСРР. Самоуправления тоже будут иметь право получить акции при условии, что государству будет принадлежать не менее двух третей долей акций.
Реформа управления портами относится в Вентспилсскому и Рижскому портам. Лиепайская СЭЗ сохранит свой статус до 31 декабря 2035 года. Также в законе уточнено регулирование малых портов.