Непродуманные и поспешные реформы всегда приводят к кризису реформируемой отрасли, падению уровня жизни работающих там людей, сокращению налоговых поступлений в госбюджет и к очередной волне эмиграции. Сейчас на пороге такой реформы стоят три крупных порта Латвии.
Так начинается открытое письмо профсоюзов портовых работников. Письмо направлено главе правительства Кришьянису Кариньшу и нескольким министрам.
В этих портах работают тысячи работников, и каждому из них очень важно быть уверенным в том, что завтра и у них будет работа, а предприятие, где они работают, сможет продолжать существовать в условиях резко сокращающегося грузооборота, указано в письме.
То, каким будет будущее портов Латвии и каков план их долгосрочного развития, является одним из главных вопросов, на которые все работающие в портах — и стивидоры, и операторы кранов, и складские работники, и докеры и т. д. — хотят получить четкий ответ. Но увы, вместо ответа лишь заявление о том, что реформе — быть, и 1 апреля поправки в законопроект «О портах» будут рассматриваться в правительстве.
Представители профсоюзов подчеркивают, что уже сейчас ясно, что портовая реформа не обсуждалась должным образом, «мы не слышали, что проведена экономическая оценка реформы и четко сказано, какие последствия она принесет работающим в портах людям».
Будут ли после реформы привлекаться новые инвестиции, развиваться новые услуги и расти число рабочих мест, или же потенциальные инвесторы и грузовладельцы предпочтут услуги портов соседних стран?
В промышленных зонах портов невозможно создать так много новых производств, чтобы обеспечить рабочими местами всех, кто из-за непродуманной государственной транзитной политики и влияния портовой реформы потеряет работу, подчеркивают профсоюзы. Например, портовая реформа позволит новым государственным предприятиям заниматься теми же видами коммерческой деятельности, которыми сейчас занимается частный сектор. Эти госкомпании всегда будут в более выгодном положении, чем частные предприниматели, что чревато уходом частных предпринимателей с рынка. А задумывался ли кто-то, что в таком случае работы лишатся и работники этих компаний?
Читайте также: Портовые коммерсанты призывают премьера взять на себя ответственность за происходящее в транзитной отрасли
Если количество рабочих мест в портах значительно сократится, то что будет с работающими там людьми? Готов ли в правительстве план по их трудоустройству? Или же их единственная надежда — пособия по безработице и эмиграция?
Куда делось обещанное в декларации правительства Артурса Кришьяниса Кариньша о твердых основах и четкой цели развития Латвии до 2030 года? Где обещание о диалоге между разными группами общества и соглашение о приоритетах развития государства и средствах достижения этого?
Премьер, призывая Сейм утвердить сформированное им правительство, сказал, что ни он, ни его правительство не являются революционерами. Кариньш пообещал: «Мы есть и будем эволюционистами — мы ищем, как навести порядок в стране». К сожалению, пока проведение портовой реформы больше напоминает уверенность революционеров, считающих, что ни всегда правы, а не подлинное желание навести порядок в отрасли, указано в письме.
Некачественная портовая реформа не должна заставлять страдать тысячи налогоплательщиков, работающих в трех крупных портах Латвии. Ведь эти налогоплательщики свое добросовестной работой пополняют госбюджет и вносят свой вклад в экономический оборот.
«Господин Кариньш! Министры правительства, дамы и господа! Работники портов, как и вы, хотят честно зарабатывать, гордятся успехами своих предприятий, беспокоятся и огорчаются из-за спада народного хозяйства и коронавирусного кризиса. Эти люди, как и вы, хотят себе и своим семьям благополучия и соответствующего качества жизни», — пишут представители профсоюзов портовых работников.
Реформа, в центре которой наряду с интересами государства нет интересов его граждан и жителей, обречена на провал. Принимая во внимание, что портовая реформа самым непосредственным образом скажется на тысячах работников трех крупных портов Латвии, их семьях, а также на работниках, обеспечивающих портам услуги, призываем правительство и премьера Артурса Кришьяниса Кариньша не поддерживать подготовленный Министерством транспорта законопроект «Поправки в Закон «О портах», говорится в открытом письме.
Авторы письма призывают при подготовке портовой реформы учитывать мнения работающих в портах предпринимателей и отраслевых экспертов. Люди, которые изо дня в день занимаются привлечением грузов, их транспортировкой и прочими портовыми задачами, лучше знают, какие перемены действительно нужны в портах, а где лишь «пена» популистской политической риторики.
Авторы письма пишут: «Мы просим не забывать, что, принимая решение о смене модели управления портами, правительство и Сейм определят и судьбы работников этих портов вместе с их семьями. Да, портовая реформа нужна, но при ее проведении следует помнить народную мудрость: семь раз отмерь, один раз отрежь.
«Порты не могут функционировать без участия государства и муниципалитетов, но также они не будут функционировать и без предпринимателей, которые привозят грузы в порты, и без работников, которые их переваливают и обрабатывают».
«Просим помнить это, когда в правительстве и Сейме будет решаться судьба трех крупных портов Латвии».