Несмотря на то, что правительство обещает 7 февраля пересмотреть связанные с Covid-19 ограничения, беря во внимание показатели заболеваемости, не исключено, что и после этого мы не сможем вернуться к прежней жизни. Программа Латвийского телевидения de facto сообщает, что представители сферы услуг красоты, которая сейчас полностью находится в простое, испытывают все большее давление со стороны клиентов, желающих воспользоваться их услугами. При этом специалисты отрасли имеют недостаточную господдержку и неизвестность, когда же можно будет начать официально работать. Отрасль не скрывает — часть работают в тени, отмечает программа.
В то де время специалисты сферы услуг красоты, соблюдающие введенный запрет, надеются по возможности скорее возобновить работу с соблюдением всех мер предосторожности. «Раковины на расстоянии двух метров. Кажется, раньше было пять рабочих мест, из которых сохранилось всего два», — рассказывает парикмахер, креативный директор ООО House of Hair Кристапс Слактерс-Звейсалниекс. Он соблюдает решения правительства и не обслуживает клиентов. Это время он использует для создания платформы по удаленному обучению по уходу за бородой, а также вернулся к своему прежнему хобби — портретам углем, отмечают журналисты de facto.
«Но, если простой затянется, бизнес, в развитие которого ранее были вложены свободные средства, невозможно будет поддерживать».
«Ну, сейчас обещают эти 500 евро, на которые якобы можно прожить этот месяц. Но для растущего предприятия, к сожалению, два-три месяца могут оказаться летальными. Один-два месяца мы можем выжить на 500 евро, но если это продолжится дальше, к сожалению, и успешные предприниматели обанкротятся», — сказал он.
Стоит отметить, что к началу нынешнего года минимальная поддержка не достигала и 500 евро. В ноябре и декабре размер пособия для работников отрасли красоты составлял в среднем не более 300 евро. К тому же эти средства получали лишь около 1 500 специалистов, тогда как, по данным Министерства финансов, господдержка была предусмотрена для около девяти тысяч специалистов, напоминают журналисты программы.
В отрасли отмечают, что часть мастеров не могли выполнить формальные критерии, а часть — просто не видели в этом смысла после весеннего опыта, когда многие получили отказ или еще хуже — были вынуждены вернуть выплаченные им деньги.
Расчет пособия тоже не выглядит справедливым.
Косметолог и глава Латвийской ассоциации специалистов в области красоты Сабине Улберте как плательщик патентных взносов за ноябрь получила 293 евро, из которых нужно вычислить заранее выплаченную за тот месяц патентную плату в размере 100 евро, отмечает de facto.
Подготовленные по просьбе de facto данные Службы госдоходов указывают на то, что на конец первой недели января пособия и субсидии представителям отрасли красоты были выплачены в размере полутора миллиона евро. В ноябре средний размер пособия составил от 245 евро (для самозанятых) до 293 евро (для плательщиков патентных выплат); в декабре — 195 (для самозанятых) до 288 (для патентных плательщиков); в январе — около 450 (для обеих групп).
После поднятой ассоциацией тревоги правительство пересмотрело размер помощи, не только увеличив сумму пособий, но и облегчив бюрократический процесс. Однако это кратковременное решение. «Эта поддержка помогает покормить детей и на проживание, требующее денег, но это не решает вопрос содержания помещений, аренды, материалов, которые портятся», — сказала Улберте.
Объясняя низкие суммы поддержки, в том числе и в сфере красоты в Латвии, СГД сообщило программе, что большие суммы не полагаются, поскольку они рассчитываются в соответствии с решением правительства, на основании социальных выплат, которые до сих пор у многих были низкими.
«Сейчас, с повышением [минимального пособия] с 330 до 500 евро, увеличатся и выплачиваемые суммы. Основная причина [маленьких пособий] в том, что прежние доходы, задекларированные доходы были маленькими», — пояснила журналистам de facto гендиректор СГД Иева Яунземе.
Выбранную методику расчета именно относительно зарплат, а не прочих расходов, отстаивают как СГД, так и Министерство финансов. Это наиболее простой способ рассчитать пособия, чтобы они как модно скорее дошли до получателей.
Министр финансов Янис Рейрс отмечает: «Мы никому не можем компенсировать абсолютно все. Как и с предпринимателями — мы не можем компенсировать прибыль Мы компенсируем средства, чтобы они могли поддерживать свою деятельность, чтобы когда будут сняты ограничения, можно было начать бизнес, чтобы можно было работать с прибылью и предоставлять услуги. Но компенсировать все — это не удавалось ни одному государству».
Возобновление деятельности — второй болезненный момент. До сих пор не ясно, на каких условиях можно будет возобновить работу.
Президент Латвийской ассоциации специалистов в области косметологии Ренате Рейнсоне признает, что со стороны правительства нет четких критериев того, как будет происходить открытие. «Во время переговоров никто даже не упоминает никаких дат, ни называют никаких критериев. Жизнь в длительной неопределенности вводит в отчаяние», — сказала она.
Ассоциации, работающие доля того, чтобы поспособствовать выводу отрасли из тени, опасаются, что неофициальная часть увеличится. «Есть давление и с другой стороны. Клиенты сами звонят, сами ищут и интересуются. И, если им эти услуги нужны, они постараются их добыть», — сказала Рейнсоне.
То, что интерес клиентов возрастает, подтверждают и другие представители сферы. Чаще всего такие поиски ведутся через соцсети.
«Если это нельзя делать здесь, профессионально, с зоной дезинфекции, с комплектами рабочих инструментов, с вентиляцией и антивирусными фильтрами, люди пойдут по домам. Насколько это безопасно? Так это и происходит, это неизбежно»,
— добавил Слактерс-Звейсалниекс.
Правительство не обнадеживает — предоставление услуг не может быть возобновлено, пока значительно не снизится заболеваемость Covid-19. В Министерстве экономики признают риск неофициальных услуг и то, что он может сохраниться и после отмены ограничений.