В случае ликвидации или неплатежеспособности банка компетенция Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) должна заканчиваться на отзыве лицензии, и комиссия не должна предлагать администратора, рассказывает председатель комиссии Петерс Путниньш.
«Я думаю, что в нормальных условиях компетенция КРФК должна заканчиваться на отзыве лицензии. А после аннулирования лицензии должны работать такие механизмы, которые обеспечат ликвидацию и администрирование неплатежеспособности без участия КРФК. Туда должны попадать проверенные и компетентные лица, которые не обкрадут кредиторов и которые способны все сделать до конца сами», — говорит Путниньш.
Он отметил, что сотрудники КРФК не являются специалистами по вопросам неплатежеспособности. «Если говорить об администраторах, то вообще вопрос в том, должна ли комиссия предлагать их суду. Мы, грубо говоря, не являемся специалистами по вопросам неплатежеспособности. Мы проверяем вопросы, касающиеся репутации, и в этом нас все равно консультируют службы, у которых больше информации. Мы проверяем компетентность и смотрим, понимает ли человек, что он будет делать, и тогда выбираем наиболее подходящего претендента. Но я хочу сказать, что это наследие из 90-х годов, со времен Банка Латвии, когда была первая волна ликвидации банков, начавшаяся с «Банка Балтия». То была совершенная другая ситуация», — сказал Путниньш.
Председатель КРФК добавил, что сейчас действует двухуровневая система: КРФК предлагает администратора, а назначает его суд. «Он является должностным лицом, его регламентирует закон… А у комиссии в свою очередь во всем этом процессе есть право, а не обязанность, — осуществлять определенный контроль в рамках компетенции, что является относительно туманной формулировкой. Поэтому у нас весьма незначительная возможность влиять на процессы», — признался Путниньш.
Также он пояснил, что комиссия поддержала вариант самоликвидации банка ABLV, так как это единственный способ, чтобы комиссия максимально тесно присутствовала во всех механизмах контроля.