Сейм Латвии в четверг, 16 июня, в первом чтении поддержал поправки, предусматривающие постепенный перевод дошкольного и основного образования на обучение только на госязыке в течение трех лет.
Законопроект также предусматривает проведение постепенного перехода на обучение на государственном языке также на ступенях дошкольного и основного образования, чтобы способствовать успешному введению содержания обучения и подхода во всех латвийских образовательных учреждениях, говорится в аннотации к законопроекту. Кроме того, поправками планируется также усовершенствовать регулирование применения иностранных языков в профессиональном среднем образовании.
Нынешний подход в изучении языка в программах для нацменьшинств не обеспечивает полноценное и качественное освоение госязыка на всех этапах образования, указывают авторы законопроекта из Министерства образования и науки.
Недостаточные знания госязыка могут ограничить интеграцию в обществе и помешать успешному формированию карьеры.
Чтобы соответственно Конституции Латвийской Республики и международным обязательства обеспечить освоение также языка и истории культуры нацменьшинств, поправки предусматривают возможность на ступени основного образования получать эти знания в рамках программ образования по интересам.
Финансирование таких программ будут обеспечивать государство и соответствующее самоуправление.
Также поправки предусматривают разработку образца программы по интересам по изучению языка и истории культуры нацменьшинства и руководящие линии ее реализации, а также порядок, по которому обучающиеся будут приниматься в такую программу.
Предусмотренное законопроектом регулирование определяет, что начина с 1 сентября 2023 года общеобразовательная программа в основной школе будет осуществляться только на латышском языке в 1-х, 4-х и 7-х классах; с 1 сентября 2024 года — во 2-х, 5-х и 8-х классах, а начиная с 1 сентября 2025 года — в 3-х, 6-х и 9-х классах. Планируется, что и дошкольное образование с первого сентября будущего года будет осуществляться только на государственном языке.
Поправки также предусматривают усовершенствование регулирования, касающегося владения и применения государственного языка руководителем и педагогами образовательного учреждения.
Авторы законопроекта подсчитали, что переход на обучение на латышском языке коснется 17% педагогов и 24% школьников, обучающихся по программам дошкольного и основного образования для нацменьшинств.
Планируется, что законопроекты вступят в силу на следующий день после провозглашения.
Чтобы поправки к Закону об образовании и Закону об общем образовании вступили в силу, их еще в двух чтениях должен поддержать Сейм.