Бывшие политические тяжеловесы Айнарс Шлесерс и Андрис Шкеле увидели возможность заработать в Калининграде вопреки предупреждениям служб безопасности Латвии, Литвы и других стран относительно данной российской территории. Бывшие политики создали фирму, работать в которой наняты подозреваемые в коррупции бывшие руководители железных дорог Латвии и Литвы, сообщает программа Nekā personīga на телеканале TV3.
Вместе с ними, а также с дочерней компанией Российских железных дорог (РЖД) производится попытка перенять транзит российских грузов, которые направляются через Литву в Калининград. Литовские ответственные службы противятся таким деловым намерениям Шкеле, Шлесерса и России, поскольку видят в них риски для госбезопасности, отмечают журналисты.
Когда пять лет назад большая часть европейских стран пожелала ввести санкции против тогдашнего руководителя «Российских железных дорог» (РЖД) Владимира Якунина, Латвия решила не прерывать сотрудничество с Россией. В то время Министерство сообщения пояснило, что для Латвии это может обернуться крупным финансовым ударом.
У бывшего руководителя РЖД Якунина есть не только близкие отношения с президентом России Владимиром Путиным. У него также сложилась тесная дружба с руководителями железных дорог Латвии и Литвы — Угисом Магонисом и Стасисом Дайлидкой (Stasys Dailydka). Эти отношения сохранились и после того, как Якунину пришлось покинуть пост. Теперь интересы некогда влиятельных мужей появились в Литве, сообщает Nekā personīga.
Шесть лет назад в Литве разгорелся скандал, когда местное Антикоррупционное агентство возбудило расследование против национальной железнодорожной компании. Имелись подозрения в том, что заместитель руководителя предприятия Стасис Гудвалис (Stasys Gudvalis) допустил искусственное подорожание закупок железной дороги и участвовал в коррупционных сделках. Его начальник встал на защиту своего заместителя, однако под давлением общественности Гудвалис все же был уволен. Через полгода должность пришлось оставить и самому генеральному директору предприятия Дайлидке, пытавшемуся подкупить местного журналиста, чтобы тот готовил позитивные новости о компании. После публикации данной информации глава литовских железных дорог ушел в отставку.
Полтора года назад оба попали в правление на тот момент только что зарегистрированной в Литве компании LGC Cargo. Изучив прошлый коррупционный скандал, литовские журналисты осветили, как дальше продвигалась карьера бывших руководителей железнодорожного предприятия. Произошло это в тесном сотрудничестве с многими влиятельными в Латвии предпринимателями, которые, помогая связанным с системой РЖД лицам, хотят получить влияние в литовском транзитном бизнесе, сообщает Nekā Personīga.
В прошлом году, 3 июля, в правление литовской компании LGC Cargo вошел бывший министр сообщения Латвии Шлесерс. В данном случае он стартовал в качестве косвенного представителя интересов российского бизнеса. И он, и Магонис работают в фирме Euro Rail Trans, контрольный пакет которой принадлежит дочерней компании РЖД «РЖД Логистика». Как сообщают литовские СМИ, дальше эти деловые связи ведут прямиком к бывшему руководителю РЖД Якунину, с которым Шлесерс и Магонис состоят в дружеских отношениях. Вместе со Шлесерсом и Магонисом в литовской компании опосредованно проявились и интересы Шкеле.
С лета прошлого года в правлении LGC Cargo состоит также Иварс Сормулис. Он является председателем правления компании Baltijas tranzīta serviss, которая является в Латвии одной из крупнейших частных железнодорожных операторов. Контрольный пакет компании принадлежит Рижскому торговому порту, управляемому Шлесерсом и Шкеле. Также сообщается, что в документах Литовскому регистру предприятий Сормулис в качестве задекларированного места жительства указал апартаменты в многоквартирном доме на на побережье, в Монако. Программа напомнила, что брат Сормулиса Ансис вместе с Айваром Лембергсом сидит на скамье подсудимых по так называемому делу о венстпилсских должностных лицах.
В литовских медиа упоминается и супруга Магониса Анастасия, которая тоже причастна к данной бизнес-идее. За последний год ее имя встречается также в связи с другой фирмой — Railways Invest, косвенно принадлежащей двум российским гражданам, а также ранее занимавшему высокий пост сотруднику КГБ, связанному с транзитным бизнесом Юрию Шабашову.
Как сообщают в СМИ сами представители LGC Cargo, их интерес заключается в доступе к транзитным грузоперевозкам, которые Россия через Литву и Латвию направляет в Калининград. Однако контролирующие учреждения за полтора года с момента основания фирмы до сих пор не выдали разрешения, которые позволят начать деятельность. Министр по вопросам коммуникации и транспорта Литвы объяснил это целями безопасности — транзит из России означает повышенную угрозу. О том, что Россия может использовать данную железнодорожную линию для различных военных действий ранее предупреждали и местные органы безопасности, сообщила программа.
Шлесерс и Шкеле обсуждать свои бизнес-идеи с Nekā Personīga отказались. При этом советник правления Euro Trans Rails Магонис подтвердил далеко идущие планы относительно перевозки российских грузов в Литве.
Компания LGC Cargo, которую представляют Шлесерс и российские бизнесмены, намерена обратиться с жалобой в Европейскую комиссию на, по их мнению, нечестное отношение.
Однако связанных с Россией бизнесменов интересует не только восточное направление. В планах – подключиться и к проекту Rail Baltica. Как именно и насколько, пока не сообщается.
МИД Латвии с опаской смотрит на попытки российских железнодорожных компаний получить доступ к новому мега-проекту Rail Baltica. В связи с этим планируется провести усиленные проверки фирм, желающих участвовать в этом проекте, сообщает Nekā Personīga.