Спустя почти два месяца после отставки Валдиса Домбровскиса на новый состав правительства, голосование о доверии которому состоится в Сейме в среду, 22 января, в значительной степени повлиял и диктат групп экономических интересов, и взаимоотношения между формирующими правительство лицами, которые выражались в наложении вето на выдвижение некоторых кандидатов как в премьеры, так и в министерские кресла.
Это по большому счету определило, что Сейм проголосует о выражении доверия именно правительству Лаймдоты Страуюмы, а не Артиса Пабрикса, Яниса Рейрса, Эдгара Ринкевича или Мариса Риекстиньша. Взаимные симпатии или месть, а не высокие профессиональные качества главным образом повлияли на кандидатов в министры и распределение портфелей, пишет портал Pietiek.
Страуюма, которая может стать первой женщиной премьером в истории Латвии была приглашена на эту должность одной из первых. Лидеры «Единства» посчитали, что ее опыт работы в правительстве и личные качества, которые можно охарактеризовать словами «человек, к которому не прилипает негатив», сделали Страуюму подходящим компромиссом. Сначала, сославшись на здоровье, Страуюма сказала «нет», но в последний момент, после уговоров Домбровскиса, все же согласилась, тем самым спасая «Единство» от риска вообще потерять возможность предложить своего премьера.
В качестве причин ее опасений о здоровье неофициально упоминается высокое давление, при котором вредны стрессовые ситуации. И действительно уже в первые дни после номинирования ее на должность, стало очевидно, что она плохо переносит острые вопросы и давление – становится эмоциональной и повышает голос.
Если бы в конце последней решающей недели Страуюма не согласилась бы на уговоры, была вероятность, что 7 января президент предложил бы сформировать правительство послу Латвии в НАТО Марису Риекстиньшу, а в кулуарах уже активно формировался бы новый состав. Это было бы беспартийное правительство, в которое вошли бы высшие чиновники, в том числе и отдельные госсекретари нынешнего правительства, которых в свои списки на выборы пригласили различные партии, в том числе и «Для развития Латвии».
Правительство Страуюмы хотя и политическое и сохраняет власть в руках «Единства», частично отражает компромиссы с теми влиятельными экономическими игроками, которые могли войти в так и не состоявшееся правительство Риекстиньша, а дисквалификация Даниэлса Павлютса – яркое тому подтверждение.
Формирование правительства Риекстиньша могло в большой мере повлиять на результаты следующих выборов в Сейм, что поставило бы под угрозу шансы нынешних правительственных партий, поэтому «Единство», чтобы не утратить возможность предложить подконтрольного себе премьера, в какой-то момент рассматривало также кандидатуры, неприемлемые для всех партий.
Несмотря на официальную версию, согласно которой решающую роль в согласии Страуюмы сыграли уговоры Домбровскиса, другие члены «Единства» считают, что не меньшую роль сыграл и Айгарс Штокенбергс. Ранее Страуюма была госсекретарем возглавляемого им Министерства по делам регионального развития и самоуправлений.
То, что Штокенбергс от своего политического протеже Страуюмы отвернулся после того, как Страуюма не сохранила должность министра обороны для его близкого политического соратника Артиса Пабрикса, помогло поддержать полуофициальную версию политиков «Единства» о том, что Штокенбергс сам изначально переоценил свою роль в уговорах Страуюмы стать премьером, чтобы за счет этого получить влияние.
И хотя наибольшей критики за отказ номинировать на должность премьер-министра Пабрикса заслужил президент Андрис Берзиньш, ответственность за это должны взять на себя и лидеры «Единства». Определенную роль в этом сыграло и засекреченное влияние Андриса Шкеле на решения президента.
Пабрикс вовремя ушел из «Народной партии» – поздней осенью 2007 года против него начала подниматься волна критики в СМИ и обществе, в том числе, наряду с исключением Штокенбергса, за закулисные действия с целью организации новой партии.
Если шансы Пабрикса стать премьером «закопало» ядро лидеров «Единства», которое сгруппировалось вокруг Солвиты Аболтини, то такое же вето на попадание Яниса Рейрса в премьер-министры во внутренних дискуссиях наложил центр власти «Единства», сконцентрированный вокруг Сандры Калниете. Рейрсу не простили его позицию против министра финансов Андриса Вилкса, его корпоративные связи с прежней работой в компании Prudentia и полное подчинение авторитету Аболтини.
И хотя у министра иностранных дел Эдгара Ринкевича в конце года была решающая роль в обеспечении 14 голосов депутатов «Партии реформ» «Единству» и в один момент у него были реальные шансы претендовать на должность премьера, решающим стало вето Айвара Лембергса.
Наиболее популярное и лестное для Ринкевича объяснение, почему фактический лидер «зеленых» крестьян проинформировал президента и лидеров «Единства» о том, что «Союз зеленых и крестьян» не проголосует за Ринкевича, заключалось в роли указа Nr.2 о роспуске 10-го Сейма, подписанного бывшим президентом Валдисом Затлерсом.
Менее известно, что Лембергс придерживается критического мнения о соответствии Ринкевича хозяйственным должностям, на что мог повлиять несостоявшийся визит премьер-министра Белоруссии в Латвию больше года назад. Вентспилсские предприниматели заинтересованные в транзите сухих грузов из Белоруссии и в других экономических связях, обвинили в «срыве» визита Ринкевича, который в последний момент отменил визит, аргументировав это ситуацией с правами человека в соседней стране.
Тогда в кулуарах власти говорили о том, что Лембергс жаждет отставки Римшевича. Знал об этом и сам министр.
102.108.108.6409