Совет по конкуренции (СК), изучив рынок, отмечает, что у розничных торговцев разное понимание применения платы к поставщикам товаров за размещение товаров ежедневного потребления в зонах возле касс. Поэтому СК выделил критерии, которые будет учитывать в будущем, чтобы оценить соответствие действий розничных торговцев закону «О нечестной практике в розничной торговле», сообщил совет.
В ходе мониторинга было констатировано, что часть розничных торговцев считают зону «возле касс» основным местом для размещения товаров, а часть торговцев — дополнительным, специальным местом. В зависимости от этого торговцы либо берут, либо не берут с поставщиков дополнительную плату за размещение их продукции возле касс. СК отмечает, что зона возле касс считается основным местом размещения товаров и не может считаться дополнительным или специальным местом, а потому брать дополнительную плату за размещение товаров в такой зоне запрещено.
Плата за размещение товара в специальных местах допустима лишь в том случае, если розничный торговец и поставщик договорились об этом письменно до начала оказания услуги.
СК также отмечает, что розничные торговцы в отдельных случаях заключают соглашение о плате за маркетинг после оказания услуг, а также в договорах розничные торговцы не всегда указывают конкретные товары, размещенные дополнительно в специально отведенных торговых местах. В оправдательных документах, подтверждающих наличие услуги, розничные торговцы не всегда предоставляют описание сделки или хозяйственной деятельности. К тому же длительное сотрудничество с некоторыми поставщиками, выбранными на основании лишь критериев эксклюзивности в вопросе размещения их товаров в кассовой зоне, может ограничивать доступ к «особой зоне» другим поставщикам.
Серьезная проблема заключается также и в том, что ни поставщики, если они хотят выяснить обоснованность взимания платы и объем размещения товаров, ни СК, оценивая соответствие действий розничных торговцев закону, не могут объективно убедиться в том, за что запрашивается плата и оказывается ли фактически соответствующие услуги, в том числе маркетинговые.
Учитывая выявленные обстоятельства, СК выделил критерии, которые будет учитывать, чтобы в дальнейшем оценивать действия розничных торговцев, применяющих плату за размещение товаров в специальных местах:
1) наличие заключенного в письменном виде договора;
2) указание в договоре конкретных товаров, за размещение которых взимается дополнительная плата;
3) договор заключен до оказания услуги и взимания платы за нее;
4) в договоре четко и прозрачно сформулированы условия о применении платы.
СК также будет оценивать, не ограничивает ли договор без объективного основания возможности других поставщиков размещать свои продукты в так называемых особых торговых местах.