Нужно бороться за интересы латвийских портов: за их возможность интегрироваться в важнейшие транзитные коридоры, привлекать грузы с высокой добавленной стоимостью и иным образом выглядеть привлекательными в глазах предпринимателей и инвесторов. И это особенно важно в контексте нынешней внешнеполитической ситуации. Мы можем полноценно делать это, если знаем, что у нас и «дома порядок». Поэтому есть целый ряд так называемых домашних дел, которые нужно сделать, в интервью BNN отметила представитель Министерства экономики в правлении Вентспилсского свободного порта Сандра Сондоре-Кукуле.
Она также добавила, что, несмотря на то, что еще предстоит подробный разговор с министром экономики о конкретных направлениях действий и приоритетах, по некоторым вопросам уже имеются единогласные мнения.
«Из четырех рекомендательных блоков от экспертов Всемирного банка по улучшению работы латвийских портов половина касается вопроса управления и руководства портов. У бизнеса и инвесторов, в контексте привлекательной бизнес-среды, должна быть единообразная и ясная практика заключений договоров с коммерсантами, т. е. для всех одинаковые правила игры. В том числе и в отношении выделения земли и заключения договоров аренды», — отмечает политик.
«Нужно удостовериться в том, что есть ясный и жесткий метод оценки осуществленных инвестиций и в связи с заключенными договорами аренды и выполнением арендаторами взятых на себя обязательств. Считаю, что нужно оценивать и корректировать критерии и показатели результатов для оценки конкурентоспособности порта. Ну не могут переваленные тонны быть единственным и главным критерием!» — заметила Сондоре-Кукуле.
В связи с собственной работой в правлении, многолетняя советница экс-президентов Вайры Вике-Фрейберги и Валдиса Затлерса отмечает, что актуален вопрос об укреплении требований по доступности информации и о точном, детальном фиксировании процесса принятия решений. «Эксперты Всемирного банка еще советуют укреплять внутренний надзор и контроль, а также проводить независимый аудит финансовой и хозяйственной деятельности. Это позволит в том числе и объективно оценивать возможности сокращения расходов на управление портом», — говорит Сондоре-Кукуле.
«Я поддерживаю то мнение, что нужны критерии в отношении требований, выдвигаемых членам правления порта. «Партия реформ (ПР), хотя бы в пределах самой партии, много обсуждала это. В январе 2012 года ПР приняла решение в отношении желаемых критериев для кандидатов, которые направляются для работы в правления крупных портов, назначив требования по квалификации: высшее образование по управленческим дисциплинам, в юриспруденции, управлении финансами, экономике; а также требования по профессиональной компетенции и опыту: минимум 5 лет опыта в сферах, связанных с юриспруденцией, экономикой, предпринимательской деятельностью или с менеджментом организаций», — подчеркивает политик.
На вопрос о вероятности участия других политических сил и близких к политическим силам лиц для осуществления некоторых планов, Сондоре-Кукуле сказала, что сейчас еще рано говорить о этом. «Буду работать — посмотрю».
О возможных противниках и недоброжелателях в отношении своей кандидатуры в управлении Вентспилсского свободного порта Сондоре-Кукуле призналась, что не заметила во мнениях коллег-политиков и в СМИ негативных комментариев о себе и своей квалификации.
«То, что я слышу, является вполне ясным мнением, что у меня достаточный опыт работы и соответствующая квалификация в области правоведения. Могу добавить только, что: да, я имею опыт работы и в госуправлении, и в области частного права и предпринимательской деятельности».
Будучи советницей экс-президентов Вайры Вике-Фрейберги и Валдиса Затлерса, Сондоре- Кукуле 12 лет руководила более 60 процессами использования вето в отношении принятых в Сейме законов. «Я разработала 49 документов главы государства для отправки законов на повторное рассмотрение в парламент. Из этих 49 случаев примерно половина относится к законам, касающимся важных вопросов народного хозяйства, налоговой политики, предпринимательской деятельности, инвестиционной среды, а также развития и работы портов (в 2003, 2010 и 2011 годах). За последние более чем два года я обращала особое внимание и на работу латвийских портов, их управление и риски конкурентоспособности».
Вместе с коллегами из «Партии реформ» удалось достичь того, что в 2012 году были сделаны первые шаги по улучшению управления портов: в правительстве были утверждены новые положения о портах для обеспечения большей прозрачности портовой деятельности и запрета на заключение так называемых договоров о конфиденциальности. Кроме того, было установлено, что утвержденные правительством представители в правлениях портов должны согласовывать свои мнения для обеспечения единой позиции государственных представителей и сотрудничества по обеспечению государственных интересов в работе порта.
«Благодаря инициативе ПР, в распоряжении Латвии сейчас имеется независимая оценка экспертов Всемирного банка в отношении нынешней ситуации в латвийских портах и предложения: как сделать эффективнее и качественнее работу портов в Латвии», — отмечает Сондоре-Кукуле.
Она добавляет, что еще в 2012 году в своей опубликованной статье «Правда и ложь о портах» в издании и на портале Diena указала, что в крупных портах напрямую ничего не платят, хотя и пользуются государственной транзитной и логистической инфраструктурой, не говоря уже об акватории порта.
«Раньше все взимаемые портом пошлины и арендная плата оставались в распоряжении самого порта. Поэтому я довольна, что «Партии реформ», в разговорах о бюджете этого года, удалось изменить эту годами защищаемую систему: теперь крупные порты будут платить в основной бюджет страны за использование государственной стратегической инфраструктуры», — добавляет новая член правления Вентспилсского свободного порта.
На вопрос об отрасли в целом в контексте политики государства и о том, что способствует, а что — нет, развитию свободных портов, Сондоре-Кукуле отмечает, что в работе портов в первую очередь нужно содействовать хорошему управлению, одинаковым условиям предпринимательской деятельности для всех инвесторов, ясному привлечению и политике использования инвестиций.
«Почему? Да потому, чтобы в наших портах работали и крупные логистические игроки с Запада, без которых не можем надеяться на грузы из Запада», — отметила политик.
«Если латвийские порты хотят выжить в условиях такой большой конкуренции, какие существуют между портами этого региона, то они должны суметь предложить услуги и модель по привлечению, которую, к примеру, наши соседи в России не смогли бы так хорошо осуществить».
Сондоре-Кукуле считает, что однозначно нужно бороться за конкурентоспособность латвийских портов в мировом масштабе. В хорошем смысле, нужно лоббировать латвийский транзитный коридор на международном уровне: в разговорах, на семинарах, во время зарубежных визитов, на дипломатическом уровне. Но чтобы полноценно делать это, нам самим нужно сделать свои «домашние дела», так как именно от иностранных инвесторов исходит много критических замечаний о «традициях» управления латвийских портов.
«Для того, чтобы справиться со всеми проблемами, которые ожидают латвийскую транзитную отрасль, без уже известной роли Министерства сообщения, я вижу хорошие возможности и потенциал защиты внешнеэкономических интересов в сотрудничестве Министерства экономики и Министерства иностранных дел, в компетенции которых находятся политические вопросы внешней экономики», — сказала Сондоре-Кукуле.
Ref:111.112.103.112