Уже прошло три года с тех пор как государство, выкупив заложенные в обанкротившемся банке Latvijas Krājbankа 47,2% акций национального авиаперевозчика airBaltic, принадлежавшие частному акционеру — Baltijas aviācijas sistēm as (BAS), вернуло контроль над авиакомпанией.
Нынешнее руководство авиакомпании на людях гордится прошлогодней прибылью и планами заработать в этом году не менее девяти миллионов евро. Но на самом деле ситуация не такая уж и оптимистичная: судебные процессы, в которые втянут airBaltic , существенно затрудняют возможности авиакомпании развиваться, сообщает радиостанция Latvijas Radio.
Влияние судебных разбирательств на авиакомпанию признает и госсекретарь держателя долей капитала — Министерства сообщения — Каспарс Озолиньш, комментируя текущую ситуацию, а именно тот факт, что за три года государству так и не удалось устранить дефицит собственного капитала airBaltic — около 180 млн евро.
Председатель правления Международного аэропорта Рига Андрис Лиепиньш, который до середины ноября был председателем совета airBaltic, надеется, что вопрос об увеличении уставного капитала удастся решить в ближайшие месяцы. Вице-президент airBaltic Янис Ванагс тоже винит бывших акционеров в «негативном» собственном капитале.
Но даже, если суд отменит запрет на увеличение уставного капитала airBaltic , то и после государственных инвестиций в размере 57 млн латов (около 80 млн евро) собственный капитал airBaltic все равно будет «негативным».
Эксперт в области авиации Талис Линкайтс говорит, что клубок судебных процессов, в которые втянут airBaltic, можно считать серьезным препятствием при поиске инвестора. Поиск стратегического инвестора на данный момент является единственным способом, как обеспечить дальнейшее развитие национальной авиакомпании и обновить флот airBaltic, отметил Линкайтс.
К тому же, как отметил Лиепиньш, если инвестор не будет найден, у airBaltic будет совсем мало возможностей расширения маршрутной сети. Это в свою очередь может способствовать снижению числа пассажиров.
Согласно подсчетам, для освоения ближневосточного рынка необходимы инвестиции в размере не менее 5-6 млн евро, а для «завоевания» китайского рынка — не менее 10 млн евро.
Эксперты дают осторожные прогнозы относительно шансов airBaltic найти стратегического инвестора. Председатель правления Prudentia Карлис Крастиньш некоторое время назад говорил на радиостанции Latvijas Radio, что авиация в Европе находится в сложной ситуации и украинский конфликт негативно повлиял на туристические и бизнес- связи. Нужно учитывать и ситуацию в самой авиакомпании — юридические риски и судебные разбирательства. Линкайтс пояснил, что в настоящее в Европе не мало авиакомпаний, ищущих инвесторов. Госсекретарь Минсообщения Каспарс Озолиньш настроен оптимистично: «Да, это не самое лучшее время. Важно то, что над этим постоянно ведется работа».
Надежды на успешные поиски инвестора увеличивает и тот факт, что, несмотря на уменьшившееся число пассажиров, airBaltic, который в 2011 году понес убытки в размере 121 млн евро, а в позапрошлом – 27 млн евро, прошлый год удалось завершить с прибылью. Разговоры о том, что это происходит за счет «паразитирования» на рижском аэропорту, вице-президент airBaltic Янис Ванагс, категорически отрицает.
Ref: 102.112.112.1892