В начале года президент Латвии Раймондс Вейониса доверил формирование Кабинета министров Марису Кучинскису. 11 февраля Сейм утвердил его правительство. Уже в процессе его формирования было ясно, что правительству будет нелегко, рассказывает телепередача Nekā personīga («Ничего личного») на TV3.
«Самое парадоксальное в этой ситуации — то, что о реформах в образовании, здравоохранении и народном хозяйстве, да и в других сферах говорят годами, но решения не принимаются. Это свидетельствует о том, что исполнительной власти недостает политической воли или, может быть, возможности принимать смелые и вместе с тем крайне необходимые решения. И как следствие, мы отстаем — отстаем как страна, застреваем в бюрократических мелочах и в желании угодить всем», — сказал Кучинскис на заседании Сейма 11 февраля.
Правительство Кучинскиса наиболее точно описывает слово «скука». На сером фоне выделяются лишь некоторые министры. Шахматистка Дана Рейзниеце-Озолу, специалист по теории вероятности Карлис Шадурскис и фотограф в свободное от работы время Дзинтарс Расначс.
С муками и скандалами началась реформа образования, за которое отвечает «Единство». Реформа здравоохранения — сферы партии премьера — буксует. В начале лета правительство покинул Гунтис Белевичс, которому при неясных обстоятельствах без очереди были проведены медицинские манипуляции в государственной больнице. Главные вопросы здравоохранения: где взять недостающие как минимум 700 млн и как сделать систему более эффективной. Эффективность означает также и сужение доступности услуг, в том числе закрытие маленьких больниц. Правительство Кучинскиса не может сопротивляться муниципальному лобби. Реформа еще не началась, а отдельным региональным больницам уже обещана неприкосновенность. На словах медицина — приоритет, а правительство не может выделить на нее несколько дополнительных миллионов, от которых зависит здоровье людей.
Большие хлопоты премьеру доставляет министр финансов Дана Рейзниеце-Озола. Сразу после вступления в должность она начала «охоту на ведьм» в Службе госдоходов (СГД), составляя тайные списки недобросовестных работников. Гендиректор СГД Инара Мурниеце не выдержала и подала в отставку. Она считает, что Кучинскису следовало вмешаться и остановить разрушение авторитета СГД.
На конкурс на освободившуюся должность не записался ни один достойный кандидат. Поэтому Рейзниеце-Озола решила продвигать без конкурса гендиректора Государственной службы окружающей среды Ингу Колегову. Позднее выяснилось, что у нее есть проблемы с подаваемой в СГД декларацией должностного лица. «Зеленые» и крестьяне во главе с премьером пытались доказать, что это все происки «Единства» и недобросовестных работников СГД, и перестарались. Колегова сама отказалась претендовать и продолжает работу на должности гендиректора Государственной службы окружающей среды. В Финансовой полиции до сих пор продолжается проверка подозрительной декларации.
Государственная канцелярия объявила новый конкурс. Правительство решило привлечь кандидатов удвоенной зарплатой. Проблемы СГД и демотивированный персонал — теперь ответственность Илзе Цируле. Ей предстоит решать об увольнении нескольких сотен работников, чтобы найти средства на реформу зарплат. Надо справиться с объединением Финансовой и Таможенной полиции и взаимными разногласиями.
Хуже у правительства обстояли дела с поисками начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). Конкурс провалился, так как ни один из десяти претендентов не прошел во второй тур. В том числе и нынешний начальник Ярослав Стрельчонок. Кучинскис был удивлен результатом и предложил пересмотреть подотчетность БПБК и порядок назначения начальника. Этого так и не произошло. Зато решено уменьшить требования к претендентам.
Первого декабря с трибуны Сейма премьер Марис Кучинскис с сожалением признал, что неопределенность — наиболее часто используемая критика, когда заходит речь об экономике. Через шесть дней он сам вызвал большой хаос в налогах.
1 января должны вступить в силу принятые год назад изменения, предусматривающие уплату социального налога с минимальной зарплаты всеми работающими. Даже теми, кто, к примеру, работает на полставки, периодически работают на микропредприятии или в крестьянском хозяйстве. Лишь в конце года политики опомнились — ведь этот порядок повлияет на широкий круг людей. Вырастет безработица на селе, без возможности подработки останутся студенты, без активистов — благотворительные организации. А микропредприятия потеряют свою привлекательность, закроются и уволят работников.
Комиссия Сейма по социальным вопросам спешно начала работу по составлению списка групп лиц, которые смогут не платить полный социальный налог. Список получился настолько большим, что его невозможно применять.
На этой неделе премьер Марис Кучинскис неожиданно сообщил, что закон не вступит в силу. Ожидаемые в следующем году проблемы куда больше, чем тот хаос, который это решение вызвало сейчас. Виноваты Служба госдоходов, которая не готова к изменениям, и ушедшее в отставку правительство Лаймдоты Страуюмы, которое не подумало о последствиях этого решения. Однако эти аргументы слабоваты. Ведь под поправками стоит подпись министра Улдиса Аугулиса из Союза «зеленых» и крестьян. СГД тоже не хочет становиться козлом отпущения.
Более крупная проблема правительства — падение темпов экономического развития, что при неблагоприятном сценарии может вылиться в кризис. Кучинскис обещает, что в ближайшие годы рост составит от трех до четырех процентов. Ничто о такой истории успеха не свидетельствует. В этом году прогнозы ВВП упали до одного процента. В следующем году ВВП вырастет лишь до трех процентов, прогнозирует Банк Латвии. Плана дальнейшего развития, когда еврофонды будут освоены, нет.
На этом фоне правительство не сумело сдержать ненасытность депутатов-членов своих партий при принятии бюджета. Сейм более 20 млн разделил на второстепенные проекты. Министр финансов обеспечила для этого фискальное пространство, а премьер лишь разводит руками, рассказывает телепередача.
Ref: 102.112.112.5253