С 1 июня, когда поднимется акцизный налог на бензин, торговцы в супермаркетах не ожидают мгновенного роста цен на продукты. Они также не прогнозируют сокращения объемов торговли и ссылаются на улучшение экономической ситуации.
Любые изменения на мировом рынке влияют на предпринимательскую деятельность в Латвии – это относится и к колебаниям цен на топливо. Например, если упадут цены на нефть, а значит и на топливо во всем мире, хотя в Латвии и будет применена повышенная ставка акцизного налога, цена на топливо здесь может и не увеличиться. Поэтому пока рано говорить о росте цен в розничной торговле, ведь главным образом они зависят от решения производителей повышать или не повышать цены на поставляемую продукцию. Конечно, расходы на топливо напрямую влияют на логистику, но пока нельзя сказать, коснется ли это подорожание цен на товары, сказала порталу бизнес-новостей BNN.LV глава отдела маркетинговых коммуникаций АО Rautakesko Иева Злауготне.
На просьбу дать прогноз относительно покупательской способности жителей, она отметила, что привычки покупателей в магазинах K-Rauta с прошлого года практически не изменились. «У нас имеются сравнительные данные по семи странам, в которых работает Rautakesko. Латвийский рынок все еще малоактивен, а покупательская способность населения оценивается как низкая, но позитивные тенденции есть. Среднее количество чеков и покупок, совершенных в K-Rauta, год от года показывают тенденцию роста. В целом же, покупательская способность жителей Латвии немного улучшилась, поэтому для сокращения объема продаж в ближайшем будущем оснований нет», – сказала Злауготне.
В магазинах торговой сети Rimi цены также могут вырасти лишь в том случае и только на те товары, цены на которые поднимут сами поставщики – производители и дистрибьюторы. Сеть не планирует менять наценку в связи с подорожанием топлива, поскольку из общих расходов Rimi Latvia, расходы на топливо составляют лишь небольшую часть, не имеющую большого влияния.
«К тому же, говоря о логистике, надо отметить, что из-за подорожания топлива мы максимально оптимизировали поставки товаров: тщательнее планируем маршруты поставок и эффективно нагружаем наши машины», – сказала специалист по связям с общественностью Rimi Даце Валнере. Она добавила, что в связи с повышением акцизного налога на алкогольные напитки, которое произойдет 1 июня, поставщики сами подняли закупочные цены в среднем на 6-7%.
Рост акцизного налога касается только бензина, а не дизельного топлива, поэтому пока рано говорить, как это повлияет на покупательскую способность населения. «Однако, если оценить ситуацию в целом, то надо признать, что на нее негативно влияет растущее налоговое бремя», – призналась Валнере.
Представитель сети магазинов Maxima Иварс Андиньш отметил, что никакого автоматического подорожания продуктов с 1 июня не ожидается – по крайней мере, производители об этом не сообщали, да и само предприятие не собирается поднимать цены. Конечно, не исключено, что со временем производители могут поднять цены, поскольку топливо – это все же очень важный ресурс. Но имеющиеся сейчас продукты произведены еще с учетом прежних цен на ресурсы, поэтому на них цены расти не будут.
«Да, с одной стороны рост цен сокращает покупательскую способность, но с другой стороны экономика постепенно восстанавливается и покупательская способность все же растет – какой из этих факторов возьмет верх сейчас практически невозможно спрогнозировать», – считает Андиньш.